Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Общение в Интернете
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

Танцевать:

информация

рецензия

Акустика:

рецензия

внешние ссылки

страница Юрия Ээльмаа
Авторский проект Ээльмаа Юрия

«Алиса» за 15 лет (начало)

(первоначальная публикация: Авторский проект Ээльмаа Юрия, 2002 г.)

Юрий Ээльмаа

29.01.2003

2 февраля этого [2002] года я был на концерте «Алисы», который анонсировался как презентация нового альбома «...Танцевать». Скажу сразу, что из заявленной программы была спета лишь песня «Веретено», в основном же Кинчев пел новые песни из еще не вышедшего диска (предположительное название — «Антихрист»). Однако эту заметку я не собираюсь посвящать одному конкретному концерту. Мне бы хотелось поделиться непредвзятыми (я надеюсь...) впечатлениями об увиденном и услышанном с позиции человека, посещавшего кинчевские концерты с 1987 года (памятный концерт, когда после «шоу» в СКК громили метро...). Но сначала небольшой экскурс в прошлое.

Впервые я услышал «Алису» в 11 лет. Насколько помню, это были песни «Экспериментатор», «Время менять имена» и «Солнце встает». Передать мое тогдашнее ощущение на бумаге (точнее, на клавиатуре) более чем проблематично, скажу лишь, что это можно обозначить весьма многозначным словом «накрыло». Я начал увлекаться «Алисой», переслушал все, что смог достать, и с каждым разом эта музыка захватывала меня все сильнее. Сегодня я, наверное, уже могу объяснить механизм этого необычного воздействия (о чем ниже), но тогда я просто ощущал нечто непередаваемо потрясающее.

Что я получал от песен Кинчева в то время? Надо сказать, что на самом деле очень многое. Благодаря текстам Кинчева я открыл для себя Булгакова, Бодлера, Ницше, А. Толстого, пережил недолгое увлечение историей древних славян, начал достаточно неплохо разбираться в западной рок-музыке. Не могу сказать, что я был неистовым фанатом, скорее, вдумчивым поклонником, которого сильнее энергетики и барабанной дроби привлекала смысловая сторона творчества Кинчева. Именно «Алиса» тогда стала для меня своего рода «дверью» в мир русского рока того времени: я слушал, сравнивал друг с другом и анализировал «Аквариум», «Наутилус», «Кино», «ДДТ», «Г.О.», Янку, «Калинов Мост». Как бы к этому ни относились сегодня другие люди, всю эту музыку я могу считать родной для себя. Она действительно дала мне немало. Но «Алиса» занимала среди всех «музык» первое место.

И сегодня я хочу попытаться понять, в чем заключается феномен Кинчева; разобраться, каким образом в течение 17 сценических лет (с 1984 года) он не наскучил поклонникам; почему каждый концерт «Алисы» — до сих пор аншлаг; на какой психологической основе К. К. построил столь притягательный для тысяч людей образ; наконец, кто он такой — алисоман как молодежный тип.

Я не случайно в предыдущем абзаце употребил применительно к Кинчеву слово «феномен», которое я понимаю как необычное, выбивающееся за привычные рамки явление. Музыку «Алисы» сложно спутать с какой-либо другой, концерт этой группы — наиболее завораживающее шоу на российской сцене, перед которой меркнет любая танцпостановка и пиротехника. Изначально ставка делалась на одного человека, и все творчество «Алисы» — это театр одного актера. При таком условии, естественно, этот один должен обладать рядом необычных качеств, которые одновременно будут ярки и индивидуальны, и более того, должны импонировать большому числу людей. Выполнима ли такая задача в принципе?

Константин КинчевПоявившись на сцене в период «междуцарствия» застоя и перестройки, Кинчев сразу привлек к себе внимание эпатирующей индивидуальностью, силой, выражающейся как в образе (сценическом и жизненном), так и в поэтической форме. С внешней стороны это превращалось в некое подобие Мефистофеля («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»), своеобразного Героя, который приходит в этот мир извне, чтобы очистить его от скверны. На память приходят слова из М. Веллера: «Добро существует для того, чтобы понять. Зло — чтобы совершить». И действительно, ранний Кинчев (периода «Энергии», «Шестого лесничего», «БлокАды») — это однозначно деятельная натура, склонная скорее к совершению поступка, нежели к рефлексии и размышлениям. Посмотрите даже на тексты того периода, в них глагол (действие!) доминирует над всеми остальными частями речи. Таким образом, уже своим взрывным появлением, своей резкостью, категоричностью и образом человека, который знает, куда идти и вести других («Если ты веришь мне, ты пойдешь со мной», «Иди ко мне!» и др.), К. К. прочно занял определенную, ярко выраженную нишу в русской рок-музыке.

Значительную помощь в формировании кинчевского феномена сыграло время. Мне кажется удачным слово «междуцарствие», хотя можно употребить и «перелом», «поворот». Никто сегодня не будет спорить, что вторая половина 80-х для всех сфер российской жизни была очень зыбкой, непрочной. Никто даже не брался предугадать, что будет через год-два, все находилось в состоянии крайней нестабильности. Но так уж устроена человеческая психология, что постоянно жить в состоянии неопределенности человек не может. Он обязательно должен во что-нибудь верить, на что-то надеяться (заметьте, именно в это время наблюдается всплеск увлечений чумаками, кашпировскими, кармами, астралами и прочей ерундой). И тут появляется некто, который говорит: «Я знаю, что делать. Я могу взять на себя ответственность за следующий шаг. Я сильный, доверься мне». Я ни в коем случае не упрекаю Кинчева в том, что он сыграл на проблеме времени, скорее, это просто совпадение, которое для «Алисы» стало залогом успеха. Кинчев становится кумиром молодежи, начинается формирование неформальной молодежной организации «Армия Алисы», состоящей из поклонников группы — алисоманов. Замечу, что у других групп «армий» не возникло, и причина этого — в отсутствии столь ярко проявлявшейся (по сравнению с Кинчевым) харизме лидеров направлений.

Кто же стал этим алисоманом? Давайте попробуем смоделировать образ подростка конца 80-х, определить его мироощущение (мне это довольно несложно сделать — как раз в 1990 г. мне было 15).

 

ещё о Кинчеве >>

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[заметки] Официальный БЛИН: О женской красоте[библиофобия] Листаем: Рот Ф. 'Случай Портного'[аудизм] HIM 'Deep Shadows And Brilliant Highlights', 2001[нетленка] Принципы бильярда

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7