Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внешние ссылки

страница Юрия Ээльмаа
Авторский проект Ээльмаа Юрия

Клиповое восприятие

(первоначальная публикация: Авторский проект Ээльмаа Юрия)

Юрий Ээльмаа

21.04.2003

Честно говоря, я уже устал писать о современном российском ТВ. Были уже и «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем», и «Упоение мазохизмом». Писать, что все это бред — бессмысленно, как с пеной у рта доказывать белизну молока. Я сейчас о другом.

Не помню, сколько лет назад на экранах появилась такая вещь, как реклама. Сперва осторожно и понемногу, потом больше, больше, больше. Сегодня эту «экспансию на мозг» большинство просто не воспринимает; лучшее средство — нажать на пульте кнопку «MUTE». Выключить звук, то бишь. А поначалу это даже обсуждалось (вспомним хотя бы народного героя — халявщика Леню Голубкова!), считалось забавным и заслуживающим внимания. Как говорится, пипл хавал-хавал, потом нахавался до отрыжки и отвалился в total ignore. Разбирать сейчас тот идеальный жизненный образ, который создает сегодняшняя бездарная реклама, не хочу. Проблема, конечно, серьезная, ибо образок получается впечатляюще-пугающий, но требует соответствующего подхода.

Много интереснее другое. Смотрел я как-то раз фильм, очень он меня увлек. И страшно я бесился, когда в самый захватывающий момент появлялся «Стиморол Pro-Z» или иной шоколадный батончик с крылышками на каждый день. Конечно, можно успеть сходить покурить, но я же фильм смотрю не для того, чтобы курить в это время. И каждый раз, возвращаясь после восстановления никотинового баланса, я усаживаюсь смотреть продолжение фильма и секунд 40-50 пытаюсь вспомнить, ху из ху, зачем, где и почему. То есть за эти 3 минуты, прервавшие просмотр, я полностью выключился: покурил, быстро поговорил по телефону, пообщался с домочадцами etc. И впечатление от просмотра соответствующее: да, фильм был хороший, понравился, но вот что-то более конкретное сказать — сложно.

И на уроках в школе стал замечать странные вещи. Вне зависимости от темы урока 6-классники (со старшими немного по-другому) могут слушать, воспринимать и адекватно реагировать ровно 15 минут. В аккурат. Потом идет выключка. Вот я и подумал: а не связаны ли эти явления между собой?

Спросите любого музыканта, исполняющего классику: можно ли услышать (не послушать, а именно услышать!) сонату Бетховена, вальс Штрауса или фугу Баха, если ее в середине прерывают раз 5-7? Спросите у вдумчивого читателя: можно ли читать «Замок» Кафки, «Подростка» Достоевского или джойсовского «Улисса» в метро, в очереди, в шумной комнате, где тебя постоянно отвлекают? Если вам ответят «А чё?» или «Вполне», можете посылать таких музыкантов или читателей в направлении близлежащего леса. Правильный и единственный ответ: «НЕЛЬЗЯ!»

А чем отличается зритель? Я не говорю о развлекательных передачах, сериалах или тупеньких боевичках. Если речь идет о каком-то серьезном, проблемном ток-шоу, трудном для постижения фильме, то прерывать показ всяким бредом просто нельзя, иначе КПД восприятия такого действа стремительно приближается к нулю. Не стоит даже начинать смотреть, если ты знаешь, что тебя могут в любой момент прервать и отвлечь. Вот и привыкает с годами зритель не «видеть» показываемое, а «смотреть телек». «Чего было вчера? Да муть какая-то. Не помню», — согласитесь, такие разговоры вы слышите очень часто. И это не проблема плохой передачи или бездарного фильма, просто человеку не дали посмотреть, постоянно его отвлекали. Было бы удивительно, если бы при таком подходе он еще что-то умудрился понять и осознать.

На детях же это сказывается очень сильно. Они проводят перед телевизором море времени, они привыкают именно к такой модели потребления информации: клип, отдохнули, клип, отдохнули, еще раз клип, красивый конец. И распространяют это в своем поведении на другие сферы — не могут сосредоточиться на уроке, не в состоянии выполнить большое задание, не умеют читать значительные по размеру тексты. Вырастает «рекламное поколение», не могущее, как обезьяны, остановить на чем-то свое внимание. А это действительно страшно.

Не буду говорить о том, что это делается специально, что это чей-то злой умысел. Нет, это не злой гений, все заранее рассчитавший, это просто обычная российская привычка не думать о том, что делаешь. Можно, конечно, сослаться, что, мол, на Западе эта реклама уже многие годы живет, и все чувствуют себя хорошо. Первое. Мы не Запад, и восприятие у нас исторически иное. Второе. Телевидение «там» имеет преимущественно развлекательную функцию, серьезных передач на порядок меньше. Третье. Той же самой рекламы «у них» не так много. В Эстонии, например, сейчас на государственном канале рекламы нет вообще (есть на частных), так как государство спонсирует ТВ и способствует тому, чтобы не засорять эфир. А у нас... У нас на глазах вырастает поколение, обладающее «клиповым» восприятием.

 

P.S. Ярчайший пример того, как может воспринять фильм «клиповик». Я его не обвиняю, просто человек научается с первых же минут быстро составить себе впечатление и считает его единственно верным. В Форуме, в разговоре о фильме «Фанатик» проскользнула такая фраза:

Почему я считаю, что фильм плохой, не досмотрев его до конца. Объясню: я считаю, что его основная идея еврей-нацист, это всего лишь дешевый трюк, направленный на привлечение внимания к фильму и именно к фильму, а не к самой проблеме межрасовых столкновений.

Я не говорю, что моя рецензия на этот фильм выдающаяся, просто мне удалось посмотреть фильм медленно, с CD-диска, не перебиваемого рекламой.

 

Ссылки по теме:

«Э! — сказали мы с Петром Ивановичем»

«Упоение мазохизмом»

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[аудизм] HIM 'Deep Shadows And Brilliant Highlights', 2001[библиофобия] Листаем: Рот Ф. 'Случай Портного'[заметки] Фантастика и Голливуд[нетленка] Закреплённый участок

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7