Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Укрощение компьютера, или Самый полный и понятный самоучитель ПК
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

ScummVM:

SCUMM Virtual Machine, или Припарки для мёртвого

ScummVM в действии

Зарядка для мыша

Игры на закулисах

Зарядка для мыша

SCUMM Virtual Machine, или Припарки для мёртвого

Игорь Крейн

20.02.2004

Последние лет восемь-десять жанр компьютерных adventure games (то бишь, говоря великим и могучим, жанр игр-приключений, которые у нас не очень кстати исторически называют «квестами») принято считать умирающим. Исследование причин такого положения дел — тема для отдельного разговора; сейчас достаточно будет заметить, что игры этого жанра создаются до сих пор, так что до фактической смерти дело явно не дошло. Существует, однако, другая, не менее неприятная опасность — опасность потерять те игры, которые уже есть.

Время неумолимо движется в одну и ту же сторону, и технический прогресс стремится переплюнуть самого себя: скорость, с которой эволюционирует персональный компьютер, привела бы в ступор старика Дарвина. Игры, написанные десять-пятнадцать лет назад под DOS (так и слышу многочисленные возгласы: «А это чего такое — DOS?»), отказываются — частично или полностью — работать в Windows XP. Не спасают даже хитровымученные комбинации типа Windows 98/Windows XP на одном компьютере — «железо» нынче пошло не то. Нет, оно не плохое, это железо, сейчас его как раз делают лучше. Оно просто другое. Кому в наши дни, к примеру, придёт в голову научить никому уже не нужную DOS понятию «материнка со звуком на борту»? Куда подевался старый добрый саунд-бластер? Где давно забытое искусство настройки прерываний и канала прямого доступа к памяти? Держу пари, половина из тех, кто имел дело с компьютерами десять лет назад, далеко не сразу вспомнит, как называлась предшественница PCI-шины.

То есть игры как бы есть — хорошие, отличные, проверенные временем игры, — но, с другой стороны, их как бы уже и нет. Компании, когда-то давно их создавшие, не особенно горят желанием выпускать заплатки под современные компьютерные потроха или, тем более, переписывать игры наново. Игроманы-ценители вынуждены пускаться на всяческие ухищрения (которые правильнее называть извращениями), чтобы хоть как-то запустить какую-нибудь старую «адвентюру». Пусть без звука, пуcть игра вообще в девяти случаях из десяти «падает» — но хоть как-то...

Однако, к счастью, не всё так мрачно, как может показаться. Встречаются ещё люди, которым не всё равно. Люди, которые ищут возможности для спасения — и, более того, эти возможности находят. Так, теперь можно уже с уверенностью сказать, что большая часть «квестов» компании LucasArts — начиная от Maniac Mansion и заканчивая Curse of Monkey Island — практически спасена. По крайней мере, ещё на какой-то срок. За что лично от меня этим спасателям огромное спасибо.

Но обо всём по порядку.

Для начала следует уточнить, что вышеупомянутые игры были написаны при помощи специальной утилиты SCUMM. Эта аббревиатура расшифровывается как Script Creation Utility for Maniac Mansion, то бишь, как нетрудно догадаться из названия, изначально утилита SCUMM была предназначена для создания игры Maniac Mansion. Написал её в далёком 1987 году один легендарный человек по имени Рон Гилберт, который, помимо всего прочего, ответственен за появление первых двух игр серии Monkey Island. SCUMM непрерывно видоизменялась, пережив что-то около восьми версий, после чего была с почестями отправлена на заслуженный отдых — игра 1997 года Grim Fandango была написана уже на другом «движке».

Когда угроза «потерять достояние» стала очевидной, нескольким энтузиастам пришла в голову мысль о создании так называемой виртуальной машины для SCUMM-игр. Что это значит? Не углубляясь в подробности, можно сказать, что эта виртуальная машина (далее SCUMM Virtual Machine или ScummVM) призвана заменять таким играм привычную для них среду, то есть DOS.

Здесь, наверное, стоит также упомянуть о том, что операционка Windows XP уже содержит в себе виртуальную машину DOS (я её буду называть DOS VM, хотя официально она называется как-то наподобие «режим MS-DOS»). Эта оболочка, понятное дело, предназначена для запуска всевозможных DOS-программ. Так, например, DOS VM для каждой DOS-программы выделяет свой участок памяти в ОЗУ, причём таким хитрым образом, что DOS-программа уверена, что это единственная память на компьютере, во всей своей архаичной красе: память нижняя и верхняя, расширенная и отображаемая, — всё как полагается. Виртуальная машина DOS даже якобы умеет маскироваться под упомянутый уже Sound Blaster. То есть программы, запускающиеся из этой среды, думают, что на вашем компьютере имеется звуковая плата такого типа, с настроенными прерываниями и прочей дребеденью, и обменивается с этой «платой» данными, а DOS VM перекидывает эти данные на реальную плату, которая всего-то и имеет с саунд-бластером общего, что тоже издаёт звуки.

Но это всё в идеале. Суровая же реальность состоит в том, что я лично убил уйму времени, чтобы заставить такую игру как Day of the Tentacle адекватно работать под Windows XP — и так и не сумел добиться от неё приемлемого писка продолжительностью больше нескольких секунд.

ScummVM, в отличие от экспишной DOS VM, имеет гораздо более узкую специализацию, но зато и работает на порядок лучше. Хотите запустить Day of the Tentacle — какие проблемы? Заработала как миленькая. Первый Monkey Island, который и под девяносто пятыми-то «виндами» запускался лишь в реальном режиме (для чего нужно было специальным образом перегружать компьютер), пошёл — и даже не пикнул. Впрочем, что это я? Пикнул, и ещё как! И никаких тебе ошибок деления на ноль!

Заинтересовались? Тогда перейду к ещё более впечатляющим подробностям.

Во-первых, помимо SCUMM-игр эта виртуальная машина в той или иной степени поддерживает и другие адвентюры, такие как первые два Simon the Sorcerer, Beneath a Steel Sky, а также Broken Sword 1 и 2. Полный список поддерживаемых игр и степени их совместимости можно посмотреть здесь.

Во-вторых, ScummVM существует в версиях для разных операционных систем. Список платформ весьма впечатляющ; я лишь упомяну, что любители Линукса равно как и владельцы «Маков» могут смело станцевать джигу на столе (только смотрите — не раздавите клавиатуру).

В-третьих, ScummVM перманентно развивается, так что степень совместимости игр должна только расти. А с нею, кто его знает, может, увеличится и количество самих игр.

Дальше — поддержка всяких там CD-версий и разных музыкальных форматов; возможность «улучшать» крупнопиксельную (320x200, кто ещё помнит) графику разными способами и многое другое. Единственный минус — отсутствие поддержки старых «сэйвов», что означает, что вам придётся проходить игры заново. Впрочем, лишний раз пройти хорошую игрушку — это не минус, а вовсе даже наоборот.

Ну и самое главное: всё это удовольствие предоставляется не то что бесплатно, но даже и (нет, денег вам, конечно, платить не будут, закатывайте губу обратно) на условиях General Public License.

Ох, чувствую, что мне давно уже пора заткнуться и перенаправить вас прямо на сайт SCUMM Virtual Machine. Читайте, закачивайте, устанавливайте — и превращайте ностальгию в реальность, данную нам в ощущениях.

Ну а если не сумеете разобраться самостоятельно, то я вам помогу.

 

Ссылки по теме:

Главная страница SCUMM Virtual Machine

Список совместимости игр для ScummVM

ScummVM ЧаВо

Закачать ScummVM

 

ещё о ScummVM >>

 

<< ещё об играх >>

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[нетленка] Девушки для 'чайников'[агентство БЛИ-Ньюс] 11.09.2001: Школа нового времени[аудизм] Blackmore's Night 'Shadow Of The Moon', 1997[библиофобия] Знакомимся: Коэльо П. 'Алхимик'

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7