Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Менеджер Мафии. Путеводитель по гангстерским фильмам I-2004
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

ScummVM:

SCUMM Virtual Machine, или Припарки для мёртвого

ScummVM в действии

Зарядка для мыша

Игры на закулисах

Зарядка для мыша

ScummVM в действии

Игорь Крейн

25.02.2004

К чему это

В прошлый раз я разразился несколько восторженной, если вообще не пафосной заметкой, посвящённой SCUMM Virtual Machine. Впрочем, пафос мне, надеюсь, не свойственен, что же до восторга, то это был редкий, но вполне подходящий повод его проявить: я очень люблю многие «квесты» от компании Джорджа Лукаса, и возможность продления их виртуальной жизни меня крайне радует.

Однако восторг восторгом, а проверить ScummVM в действии не только не мешает, но даже и следует. Кроме того, вполне вероятно, что не все смогут самостоятельно справиться с настройками этой программы; их довольно много, а «юзер» нонича пошёл не тот. В процентном отношении количество пользователей персональной электронно-вычислительной извилиностиральной машины, которые прошли испытание такой чудо-операционкой как DOS, в настоящее время крайне мало; опыт же, приобретённый в борьбе с нею, оказывается исключительно полезным.

Итак, я попробую разобраться на практике с некоторыми возможностями ScummVM и поделиться результатами с вами. Разумеется, я не смогу помучить эту программу как следует со всех сторон, хотя бы потому, что у меня под рукой есть только Windows XP, а ScummVM можно запускать даже на таких раритетных системах как, скажем, BeOS. Кроме того, количество поддерживаемых ею игр куда больше числа тех из них, коими я располагаю, да и для полного их прохождения требуется много времени. Так что проверять я буду лишь то, что мне покажется интересным, в надежде, что это же самое пригодится и вам.

Чего качать

Первым делом, вам следует закачать соответствующую версию ScummVM на свой компьютер. «Соответствующую» в первую очередь означает «соответствующую вашей операционной системе». Для Windows в настоящий момент существуют два принципиально разных варианта этой программы: во-первых, это последняя «хорошая» (т.е. оттестированная) версия ScummVM; во-вторых, так называемая последняя ежедневная сборка новой версии. Если вас интересует более-менее устойчивая программа — качайте версию, проверенную временем. Но будьте готовы к тому, что она поддерживает гораздо меньше игр и возможностей, нежели «свежачок».

Отступление

В тот самый момент, когда я пишу эти бессмертные строки, разница между указанными двумя версиями весьма существенна. Последняя сборка является едва вошедшей в стадию тестирования версией 0.6.0, и один только список поддерживаемых игр по сравнению с проверенной 0.5.1 увеличился на шесть позиций.

Также заметьте, что «хорошая» версия для Windows существует в двух вариантах; оба они по сути равноценны, просто один является обычным zip-архивом, а второй самораспаковывающимся файлом. Второй, понятно, «весит» чуть больше. Выбирайте, что вам удобнее, закачивайте, и устанавливайте содержимое в какую-нибудь папку на жёстком диске.

Как пользоваться

Что теперь? Ну конечно же, не читая ни readme.txt, ни news.txt, сразу же запускаем scummvm.exe! Программа первым делом ругнётся в том смысле, что не может найти какого-то там файла. Этого пугаться можно, но не нужно. Дело в том, что ScummVM первым делом ищет свой файл инициализации scummvm.ini, который в нашем случае должен находиться в родной папке Windows. Поскольку его туда никто почему-то не удосужился записать, программа «ругается», но при этом сама создаёт его в варианте «по умолчанию».

Что мы видим дальше? Дальше мы видим зелёное окошечко с кнопочками. Это есть графический интерфейс пользователя (GUI); мы все уже давно разбалованы подобными штуками, так что подробно описывать его не буду. Если вам понравится им пользоваться — разберётесь сами, он простой как амёба. Я лишь опишу его назначение, которое состоит в следующем.

При помощи этого окна вы (а) конфигурируете игры, которые у вас имеются и которые, понятно, ScummVM поддерживает, и (б) запускаете эти игры. Конфигурация, хотя и звучит страшновато, проста и незатейлива: вы просто указываете папку, где лежат файлы игры (если игра на CD, то обычно это просто имя привода компакт-дисков в системе), и устанавливаете пару галочек-параметров. При этом автоматически формируются соответствующие записи в упомянутом уже scummvm.ini, но вам об этом догадываться не обязательно. Особенно в том случае, если вас вполне устраивает пользоваться ScummVM именно таким образом. Собственно, в этом случае больше мне вам сказать нечего, пользуйтесь на здоровье.

Ах, да! В процессе игры вам, возможно, захочется сохранять и загружать «сэйвы». Так вот, меню управления обычно вызывается по нажатию клавиши F5. Вот теперь вы уже можете дальше не читать.

Как пользоваться с умом

Для остальных же замечу, что поддерживаемых настроек для scummvm.ini существует гораздо больше, чем позволяет сконфигурировать GUI. Но для этого уже надо заглянуть — сюрприз, сюрприз! — в файл readme.txt. Лень, конечно, но, уверяю, старания воздадутся вам сторицей: в этом файле находится масса интересных вещей, только внимательно прочитай. Например, оказывается, что игры можно пропускать через всевозможные графические фильтры, что, в частности, позволяет увеличить их разрешение с 320x200 до 960x600 (и даже выше). Также, если вы обладаете звуковой платой с прошитыми инструментами MIDI, можно включить их вместо корявого программного синтезатора. А можно запускать CD-игры с жёсткого диска, сконвертировав звуковые файлы в MP3-формат. Или... в общем, настроек довольно много; другое дело — все ли они вам понадобятся.

Лично я (и лично для себя и своего компьютера) нашёл полезными следующие настройки.

Графический фильтр (параметр gfx_mode), увеличивающий разрешение в 3 раза по каждой оси и при этом наименее размывающий изображение, называется hq3x. Правда, считается, что он медленный; к тому же — внимание! — его ещё нет в ScummVM версии 0.5.1. Вместо него можно включить фильтр advmame3x — практически такого же качества. Если вы считаете троекратное увеличение размеров слишком большим, попробуйте двукратные аналоги этих фильтров — hq2x и advmame2x.

Также следует иметь в виду, что эти фильтры вам почти наверняка пригодится включать в комбинации с параметром aspect_ratio. Этот параметр «корректрирует» изображение, выравнивая отношение горизонтали к вертикали до 4:3. Что это означает? Включаем голову. В обычных (т.е. не широкоформатных) мониторах и телевизорах длина горизонтали к длине вертикали относится именно как 4 к 3. Поэтому и измеряются экраны одной лишь диагональю (теорему Пифагора про штаны напоминать не буду). Современные разрешения экрана тоже соблюдают эту пропорцию, что позволяет пикселям иметь одинаковую высоту и ширину. Однако разрешение 320x200, которое было популярным ещё десять лет назад, как нетрудно убедиться даже без калькулятора, куда больше напоминает пропорцию 8:5, нежели 4:3. Параметр aspect_ratio как раз и корректирует это отношение, так что на практике с учётом «тройного» фильтра разрешение 320x200 можно увеличить до 960x720. Без включения этого параметра увеличенное изображение (900x600) будет казаться сплюснутым по вертикали. (Тут ещё следует в скобках добавить, что в обоих случаях — 960x600 и 960x720 — ScummVM включает стандартный режим экрана 1024x768, просто используется только его центральная часть.)

Следующий параметр, который я нашёл полезным, это subtitles — «насильное» включение текстов диалогов. Более поздние игры, выпущенные на компактах, содержали полную озвучку диалогов, и для носителей английского субтитры уже не играли большой роли. Так что их по умолчанию отключали. Лично я английский на слух воспринимаю, мягко говоря, плохо, так что мне эти подсказки вовсе не мешают. Ну а если у вас плохо даже с письменным английским, зато в какой-нибудь из игр имеются русские субтитры, то они ваше единственное спасение. В ScummVM 0.5.1 они по умолчанию включены, а в 0.6.0 — выключены, так что на «умолчание» надеяться не следует.

Ну и, конечно же, fullscreen — запуск игры в полноэкранном режиме — также вещь полезная; её, впрочем, можно настроить и из GUI.

Вполне возможно, что вам приглянутся ещё какие-нибудь параметры, но с ними вы уже разберётесь самостоятельно. Всё-таки их там ещё много, а каждому своё. Вдруг вам захочется включить параметр copy_protection, появившийся в версии 0.6.0 и позволяющий восстановить родную защиту на некоторые игры, взломанную нехорошими кул-хакерами! Кто знает, какие у вас вкусы, я с ними спорить не буду.

Итак, параметры мы выбрали, осталось теперь каким-то образом их указать. Вот для этого-то нам и нужно разыскать в папке Windows (скажем, пусть это будет папка C:\WINDOWS\) файл scummvm.ini и приняться за его настройку. Сразу скажу, что я и этим вариантом не пользуюсь, но всё же постараюсь его слегка пояснить на примере.

Допустим, у вас в папке D:\Games\DOTT\ установлена классная игрушка Day of the Tentacle, и вы хотите её запустить через ScummVM во всей красе. В scummvm.ini следует добавить такую секцию:

[tentacle]
gameid=tentacle
path=D:\Games\DOTT\
description=Day of the Tentacle
gfx_mode=hq3x
aspect_ratio=true
subtitles=true
fullscreen=true

Пояснения:

Параметр gameid (он используется для того, чтобы ScummVM знала, какую именно игру она должна «вертеть») в данном случае опциональный, поскольку по умолчанию приравнивается к имени секции; при желании вы можете сделать несколько секций с разными настройками для одной и той же игры — по разного рода соображениям.

path — путь к папке с файлами игры.

description — это название появляется в списке сконфигурированных игр окна GUI ScummVM.

Остальные параметры, в свете сказанного ранее, ясны: улучшение графики с помощью фильтра hq3x и коррекции aspect_ratio с включёнными субтитрами и на весь экран.

Подобным же образом можно настроить и прочие игры. (Следует, однако, помнить, что в каждом конкретном случае могут понадобиться отклонения от схемы. Скажем, графику Curse of Monkey Island даже не стоит пытаться улучшать — она изначально была достаточно высокого разрешения.) После этого список всех ваших игр будет отображаться при запуске scummvm.exe; вам останется только выбрать из списка ту, в которую у вас чешутся руки поиграть, — и вперёд!

Отступление

Удобно? В теории — да. Есть, однако, одно «но», относящееся к категории ошибок в отладочной версии, которое вынудило меня отказаться от такого способа использования ScummVM. Речь идёт о том, что параметр aspect_ratio почему-то при чтении ini-файла не хотел учитываться. Осенённый шальной мыслью, я экспериментально выяснил, что его всё-таки можно включить, но не для каждой игры по отдельности, а для всех сразу — в особой секции [scummvm]. Это явная ошибка в программе, и я уже сообщил о ней разработчикам. Так что в ScummVM версии 0.5.1 эта ошибка ещё присутствует, а в 0.6.0 она может быть исправлена в самое ближайшее время, если не исправлена уже.

Как вы уже, наверное, поняли, существует ещё один способ запускать игры через ScummVM, и именно его я и использую в настоящее время. Способ этот исключительно банален — самый обыкновенный запуск из командной строки. Все описанные выше параметры можно просто «дать на морду» ScummVM, и она сразу же запустит нужную игру без лишних разговоров. Более того, игру в этом случае даже не обязательно настраивать в scummvm.ini.

Пример (аналогичный предыдущему):

В папке, где установлен ScummVM (пусть это будет C:\Program Files\ScummVM\) создаём старый добрый BAT-файл dott.bat следующего содержания:

scummvm -p D:\Games\DOTT\ -f -g hq3x --subtitles --aspect-ratio tentacle

И всё. Запуск этого пакетного файла позволяет вам наслаждаться всеми вышеописанными прелестями.

Много рассусоливать не буду — это всё достаточно подробно описано английским по белому в readme.txt. Замечу лишь, что пробелы после опций -p и -g я поставил для большей читаемости (то бишь можно обойтись и без них). Плюс к этому в ScummVM версии 0.6.0 параллельно поддерживается более читабельная запись параметров, то есть вполне можно с аналогичным успехом запустить и такой BAT-файл:

scummvm --path=D:\Games\DOTT\ --fullscreen --gfx-mode=hq3x --subtitles --aspect-ratio tentacle

Думаю, что такая запись уже не требует никаких дополнительных комментариев с моей стороны.

Какие проблемы

Несколько слов о проблемах, с которыми я столкнулся, и с которыми (или подобными им) можете столкнуться и вы.

Самое неприятное — более поздние игры от LucasArts (начиная где-то с Sam & Max Hit the Road) на моём компьютере страдают нервным тиком нижней части экрана. Причём, эффект этот не наблюдается, если запускать их в режиме DOS (то бишь просто запускать, поскольку этот режим в Windows XP включается неявно). Возможно, такой эффект как-то связан с ресурсами компьютера, я ещё не сумел этого выяснить. Вообще говоря, проблема эта некритична, и, кроме некоторого раздражения, никакого другого вреда не приносит. Нервные клетки, впрочем, говорят, не восстанавливаются.

Отдельного упоминания стоит Curse of Monkey Island. Она уже была написана под Windows и я не припомню связанных с нею проблем, которые требовали бы наличия ScummVM. Если, однако, вам понадобится по какой-то причине помощь этой программы в данном случае, то будьте готовы к некоторым неудобствам. Помимо подёргиваний экрана, я заметил рассинхронизацию звука и изображения уже в стартовом ролике. Также категорически не рекомендуется играться с графическими режимами, тем более во время игры — она просто упадёт.

Были проблемы с запуском русскоязычной версии Full Throttle. Как-то они её уж очень хитро перевели, и игра падала сразу же, как только возникала необходимость показать субтитры. Отключение субтитров помогло. Правда в статусном окне ScummVM бесконечно выдавались какие-то сообщения о том, что что-то там не найдено, — но на то и полноэкранный режим, чтобы не видеть ничего, что происходит в других окнах, верно?

В [локализации] The Dig наблюдались странные задержки в диалогах. Ничего критичного, но просто раздражает. Персонаж давно уже отговорил своё, но нужно ещё выждать паузу такой же где-то длины. Может, можно найти какое-то решение этой проблемы в настройках, не знаю — не искал.

Ну и в локализациях ДОСовых игр (их, к счастью, было немного) текст на нескольких кнопках интерфейса читаться не будет: ScummVM не поддерживает русский язык, к тому же в «той ещё» кодировке.

Чего делать дальше

Пользоваться, разумеется. Играть. Почти наверняка вы столкнётесь с некоторыми проблемами, однако, думаю, лишь малая часть из них будет критичной для прохождения игр до конца. Помните, что ScummVM всё ещё находится в стадии разработки, так что ошибки — как незначительные, так и вполне значительные — это вполне нормально. И если вы хотите по возможности от них избавиться, разработчикам следует помочь. Хотя бы сообщив им об обнаруженных ошибках. Не скажу, что это просто сделать — уже хотя бы потому, что сформулировать проблему вам придётся по-английски, — но это не такая уж и большая плата за возможность играть в старые добрые адвентюры, не потратив ни копейки.

 

Ссылки по теме:

Главная страница SCUMM Virtual Machine

Список совместимости игр для ScummVM

ScummVM ЧаВо

Закачать ScummVM

Сообщить разработчикам ScummVM о найденной ошибке

 

<< ещё о ScummVM

 

<< ещё об играх >>

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[аудизм] Garou 'Seul', 2001[нетленка] Шутник[заметки] Ковыряем: Language Teacher EFR630T[библиофобия] Знакомимся: Коэльо П. 'Дьявол и сеньорита Прим'

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7