Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внешние ссылки

страница Юрия Ээльмаа
Авторский проект Ээльмаа Юрия

Не хочу учить процент

(первоначальная публикация: Авторский проект Ээльмаа Юрия)

Юрий Ээльмаа

24.06.2003

Примечание: Хотя некоторые мои статьи и публиковались на БЛИНе, считаю необходимым сделать следующее предисловие. Интернет и свой сайт (www.eelmaa.net) — это хобби, по профессии же я — учитель литературы. Как эти две странности соединяются воедино — не знаю, но, тем не менее, факт налицо. Поэтому ряд статей, выходящих из-под моей клавиатуры, посвящены вопросам школы и образования. Пишется о том, что реально тревожит. Нижеследующий текст тоже весьма «тревожный».

Поводом для написания этой заметки послужили услышанные на институтском СНО (студенческое научное общество) слова преподавателя. Аудитория — пятый год обучения, то есть люди, уже почти прошедшие весь курс вуза, бывшие на практике в школе, которым, по идее, в следующем году предстоит выходить на полноценную работу в школу. Не всем, естественно — по многолетней статистике сегодня в школу идут не более 15 %. И вот на пленарном заседании мой кафедральный коллега на достаточно большую аудиторию озвучивает примерно следующее. (Передаю смысл, не ручаясь за точность цитаты.)

«Училка»«Господа студенты, вам предстоит в ближайшее время идти в школу. Понятно, что вы станете искать себе место работы сообразно с определенными критериями. Старайтесь искать хорошую школу, гимназию, лицей или иное образовательное учреждение элитарного рода. Не надо идти в обычную, районную школу, ничем не примечательную среди многих других. Начинать работу нужно в хорошем месте — это во многом определит ваш дальнейший путь. И становиться профессионалом стоит на благодатном материале, учить стоит в первую очередь одаренных, отобранных детей. Лет десять назад я бы не давала вам таких рекомендаций, но сегодня дифференциация между школами огромна, и шанс попасть в хорошую школу много меньший, нежели в среднюю или плохую. А это от преподавания отвратит вас быстро».

Спорная фраза, не правда ли, особенно если учесть, что ее высказывает институтский преподаватель перед студенческой аудиторией, а не на кухне своему коллеге за рюмкой чая? Можно, конечно, обвинить человека во всех смертных грехах, но можно и задуматься: а сколько в этих словах правды, пусть горькой, но настоящей? И вслед за этим вопросом сразу же возникает еще целый ворох: а кто будет работать в обычной школе? что будет с теми детьми? можно ли в принципе назвать такую точку зрения порядочной? а как же с недостачей молодых учителей в обычных школах? не оказывается ли подобное поведение желанием хорошего учителя защитить свою профессиональную жизнь в ущерб многим невинным детям, «обреченным» учиться где попало?

Можете обвинять меня во всех смертных грехах, но лично я на все 100 согласен с данной формулировкой. Более того, позволю себе ее расширить: в хорошей школе, с одаренными детьми, с нормальной администрацией стоит работать не только в начале учительской карьеры, но и всегда.

Сегодня различие даже только между питерскими школами действительно огромно, я бы даже сказал, что это различие можно назвать «пропастью». По аспирантским вопросам я за три года насмотрелся на разные школы в значительном количестве. С одной стороны, есть гимназия, где я имею удовольствие работать: компьютерный класс с выделенным Интернет-каналом, лакированный паркет в коридоре, детские турпоходы на гору Олимп и постоянные поездки по всей Европе, никогда ни одного случая повышения голоса на ученика etc. При этом критерий отбора учеников — не материальный, а лишь интеллектуальный: обучение бесплатное и наряду с детьми очень богатых людей учатся сыновья и дочери госслужащих. (Школ хороших, к слову, немало, почитайте хоть мою заметку про Аничков Лицей). Но есть в том же Питере и школы, где люстры из-за отсутствия ремонта во время урока падают с потолка; где по недосмотру пьяного трудовика 7-класснику станком отрывает палец, а главная проблема школы при этом — как бы дело не дошло до суда; где на перемене в туалетах валяются горы шприцов и на весь этаж разносится амбре анаши... Разные школы есть, одним словом. За 6 лет мне довелось сменить две школы (сейчас работаю в третьей), поэтому я возьму на себя право судить об этом вопросе, имея представление о нем, так сказать, «изнутри».

Действительно, мое глубочайшее убеждение — работать стоит лишь в хорошей школе, учить стоит только отобранных детей. Этот миф, иронически обыгранный еще Высоцким («чему нас учит семья и школа?»), упорно продолжает существовать. По причине бытования какого-то сверхустойчивого стереотипа на школе лежит сверхглобальная ответственность. (Вживую доводилось слышать следующее: «Я его родила, к вам привела, вы его должны учить». Остается только спросить: «Может, зря рожала?») Ключевое слово в разговоре большого количества родителей со школьными работниками — обязан. Обязан хорошо учить, обязан готовить к будущей жизни и получению социально востребованной профессии, обязан уважительно относиться к ребенку. Знаете, в каждом таком случае хочется только послать. В безвозвратное «далёко».

Так вот, можете меня вешать, топить и расстреливать, но школа ничего никому не обязана. Более того, в своей обычной ипостаси она очень немногое может. На 90 % формирование человека происходит в семье, школа (при условии, что это действительно Школа) может лишь подкорректировать направление, помочь в конкретизации каких-то ценностных установок, дать определенный багаж знаний и развить потенцию к дальнейшему самообучению. Но все это возможно лишь при условии, что толчок к движению был дан семьей, домом. Бессмысленно совершать магические пассы перед ребенком, который знает, что, придя домой, он увидит пьяного папашу, бессмысленно говорить о культуре с ребенком, у которого в домашней библиотеке нет ни одного собрания сочинений (понятно, что речь здесь идет не о конкретных нескольких книжках, а о принципе). С этим ничего не сделать, эту стену не пробить никогда и никому. «Бессмысленно идти на танк с ножом, но если очень хочется, то стоит» (И. Губерман ©) Только это удел закоренелых альтруистов или идиотов.

При работе в простой школе сегодня у учителя очень часто наступает отчаяние. Это не минутное настроение, с годами оно все более укрепляется и превращается в своего рода убеждение. «Ломаются» здесь люди по-разному, но рано или поздно это происходит. Когда учитель, как бы он ни готовился, какие бы материалы ни изыскивал, как бы ни выпрыгивал из штанов, постоянно заваливает один урок за другим — долго такое мало кто выдержит. Когда рассказываешь о Тургеневе и Полине Виардо, а жлобяра с задней парты оказывается в состоянии изречь лишь «А он ее трахал?», и весь класс покатывается со смеху «удачной» шутке, не хочется делать уже ничего. Когда 8-классник приходит на урок в дымину пьяный, а ты «обязан подготовить его к будущей жизни», то опускаются руки. Когда 7-классник тебе сдает сочинение со словами «Я тут какое-то говно написал, но вам такое понравится», хочется врезать, не останавливая руку. Когда... Когда твоя профессиональная жизнь состоит из таких вот повсеместных «когда» — человек ломается — уже без кавычек. И либо уходит в другое место (хорошо, если в школу), либо остается догнивать на этом в ожидании пенсии, убедив себя, что «теперешние дети — все сволочи».

Любимой учитИльнице!Со слабыми классами вообще работать вредно. Помню, на первом году своей работы чрезвычайно глупый завуч мне доказывала, что с умными каждый может совладать, а попробуй вот войти в класс придурков — тут-то и выявится, какой из тебя специалист! Глупость запредельная, с такими убеждениями людей нельзя подпускать к школе на пушечный выстрел! Понятно, что уровень подготовки даже в одном классе бывает очень разный, понятно, что классы не похожи друг на друга, но постоянная работа в слабой аудитории развращает и нивелирует тебя как профессионала. Ты понимаешь, что текст можно к уроку не перечитывать («я и так худо-бедно помню, а ничего нового мне эти дураки не скажут»), что темп разговора можно свести к обсуждению 3-4 вопросов на 45 минут («пусть «спасибо» скажут, что я с ними хоть это прохожу»), что читать книги, смотреть кино, ходить в театр для собственного развития незачем, потому что в сложившейся ситуации это не нужно. Учитель останавливается в своем развитии и, как следствие, начинает деградировать.

Но всё же, возвращаясь к прозвучавшему вопросу, если все хорошие учителя уйдут в гимназии / лицеи, то что будет с другими детьми? А ничего не будет. Причем вне зависимости от того, положите ли вы свою жизнь на алтарь их образования или нет. Нет коллектива — сплоченной команды профессионалов, нет умной, не мешающей работать администрации, нет понимающих родителей — эти юные создания обречены на наркоту, криминал и остальной беспросвет. Помните, в «Преступлении и наказании» Раскольников на бульваре видит пьяную малолетнюю девочку, которую подкарауливает похотливый господин? Сперва Раскольников раздражается, кричит, зовет городового... но потом успокаивается (на мой взгляд, совершенно справедливо):

— Бедная девочка! — сказал он, посмотрев в опустевший угол скамьи. — Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй и сгонит... А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францовны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда... Потом больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с... Разве я таких не видал? А как они делались? Да вот всё так и делались... Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда... было бы, может быть, беспокойнее...

Так и с этими детьми. Их родители не озаботились отдать ребенка в приличное заведение, их учат деградирующие особы пред- и постпенсионного возраста, в школу ребенок по утрам идет как на Голгофу... что ж, как во времена Достоевского, так и сегодня, этот «процент» есть.

Как к этому относиться? Жалеть? Не знаю. Сам же писал, что равнодушие — страшный современный порок, а тут нечто близкое испытываешь. Как известно, помогать можно только тому, кто в этой помощи нуждается и сможет ею воспользоваться, подать руку стоит лишь сильному — слабому это не поможет. Поэтому я, исключительно в личном порядке и не навязывая никому своего мнения, предпочитаю работать с умными, развитыми, талантливыми, одаренными детьми. Им я действительное смогу что-то дать, они смогут это взять и когда-либо использовать, смогут это данное оценить. Воевать же с мельницами я не хочу, я не готов, чтобы все мои усилия систематически уходили в песок.

А еще по какой-то неведомой причине хочется остаться самому для себя человеком, знающим, что и ради чего ты делаешь.

 

Оригинал статьи находится здесь. Статью можно обсудить на сайте автора или в болтушке.

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[нетленка] Океан[агентство БЛИ-Ньюс] 11.09.2001: Школа нового времени[библиофобия] Знакомимся: Мураками Х. 'Dance, dance, dance...'[аудизм] Beatles '1', 2000

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7