Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

Эссе о попсе

Frosch Sapience

22.12.2003

Да они всю музыку за пять минут на компьютере делают!

Банда Андрюха, «Девчонка Акула»

Если вы живёте в России и у вас нет проблем со слухом, то вы наверняка хотя бы время от времени слышите поп-музыку. То концерт посетите, то радио в машине включите, то знакомые от нечего дарить купят в ларьке диск группы «Руки вверх», а то и просто песню ветром принесёт из соседнего окна.

Так вот, прислушивались ли вы к словам? Пробовали ли понять, о чём идёт речь в песне? И как ощущение? Не знаю, как вы, а уж я-то точно заметил, что часто не могу расшифровать некоторые фразы, абзацы, а то и целые тексты.

Вот, например:


И кричишь, сама не зная,
Моя родная,
Поезд Цюрих на Женеву,
Куда ты, Ева?
Гости из будущего, «Люби меня по-французски»

А вот ещё один странный поток сознания:


Бесконечность одиноких темных лестниц в городе чужом,
Где та улица.
Хорошо, что ты не слышал моих песен,
И не видел никогда моего лица.
Я хочу забыть о том, как было тесно,
Мне важней всего, что я одна.
Только, знаешь, мне совсем неинтересно, что я не могу понять:
Кто ты — он или она.
Гости из будущего, «Люби меня по-французски»

Но ладно бы одна-единственная группа этим занималась. Можно списать на стиль, индивидуальность и тому подобное. Есть ещё одна:


Если хочешь — это так просто:
Завтра утром ты станешь взрослой.
Разбивалось сердце на части,
Говорила: это на счастье.
Лицей, «Ты станешь взрослой»

И ещё:


Ну зачем же такая любовь,
Что не сбудется, не получится.
Ну зачем же такая любовь,
Что не нравится. Обижается.
Ну зачем же такая любовь,
Что не сбудется, позабудется.
Ну зачем же такая любовь,
Что не нравится, получается.
Акула, «Такая любовь»

В общем, много их таких, много.

По мере того как я, один за одним, слышал эти шедевры, меня одолевал невесёлый настрой. То ли русский язык уходит вперёд семимильными шагами (предлагали же в своё время «парашют» писать через «у» и всякие другие новшества в этом роде), то ли такими же семимильными шагами убегают в виртуальную реальность мои мыслительные способности, и я уже не в состоянии связать осмысленную фразу из десятка услышанных слов... Так или иначе, со мной что-то не так. Если честно, я даже не знаю, как в этих отрывках расставить знаки препинания.

Мои мозги отчаянно метались 24 часа в сутки, пытаясь хоть как-нибудь осмыслить эти фразы, однако потерпели в этом полное поражение. И я уже начал было вспоминать все моменты, когда в детстве упал со скейтборда или ударился черепушкой о железную перекладину в пионерском лагере, необратимо повредив какой-нибудь важный участок мозга.

Или, может быть, это ежедневное чтение анекдотов в течение трёх лет вызвало умственную деградацию? По крайней мере, следующая песня навязчиво ассоциируется у меня с анекдотом о геометрической прогрессии, где каждый член вдвое больше предыдущего, и о девичьих мечтах:


Девочка, живущая в сети,
Нашедшая любовь, между строк,
Между небом и землей,
Пальцами, пытаясь угадать,
надеясь угадать, до конца,
до конца...
Лай-лаа... Лай-лаа...
Девочка, живущая в сети,
Живущая за всех,
До конца, на последнем этаже.
Клавиши, хранящие тепло,
Таящие вопрос, никому,
Никому...
Земфира, “Webgirl”

И когда я уже собирался поставить на своих мозгах большой жирный крест, внезапно мою черепушку посетила догадка: «А что если в текстах этих песен и вправду нет никакого смысла? Что если ди-джеи и сотрудники студий звукозаписи просто стесняются признать, что они не вникли в этот смысл так же, как и я? Что если король и в самом деле — голый?»

Поскольку это была единственная спасительная соломинка, что удерживала меня над пропастью слабоумия, я за неё с радостью ухватился и принялся развивать эту гипотезу. Я видел четыре возможные причины возникновения такого количества бессмысленной чепухи:

  1. Многих авторов текстов попсовых песен постигла, наконец, Божья Кара, и они сошли с ума.
  2. У авторов иссякла фантазия, и для поддержания рыночных темпов они начали принимать героин, под воздействием которого и появились такие сочетания слов.
  3. В Матрице произошёл сбой, а я — Нео, поэтому никто, кроме меня, ничего не замечает.
  4. Авторы текстов попсовых песен освоили какую-то новую технологию.

Первое предположение я с большим сожалением отбросил исходя из примерно следующих соображений: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Над второй гипотезой я тоже думал недолго. Героин стоит дорого. Конечно, если доблестные сочинители принимают что-то более доступное, скажем, мухоморы или контрабандные галлюциногенные кактусы, они могут окупить свои затраты продажей текста, но тут есть другой риск. Можно потерять интерес как к сочинению текстов, так и к деньгам вообще. Итак, средства, изменяющие сознание, также были отброшены мною без долгих размышлений.

Третья гипотеза утешает разве что моё больное самолюбие, а к разгадке причинно-следственной связи не приводит.

Остаётся последний вариант.

Представим себе простого сочинителя текстов для популярных песен. В чём состоит первоочередная цель человека этой профессии? Ясное дело, в том, чтобы песню слушали как можно больше людей и, к тому же, как можно чаще, чтобы песня занимала верхние строчки в хитпарадах. Что лично сочинитель текста может для этого сделать? Очевидно, он может создать текст, который хотелось бы слушать постоянно. Помните описание эксперимента над крысами из «Хищных вещей века» Стругацких? Идеальный текст должен быть таким рычажком стимулятора, на который хотелось бы нажимать снова и снова — только при этом условии диск с песней захотят купить.

Второй момент: любой альбом рано или поздно надоедает, и до того, как это произойдёт, необходимо выпустить следующий. В условиях бешеной конкуренции тексты должны вылетать как из пулемёта, и тут уж не до того, чтобы вкладывать душу в каждое произведение.

Как только я прояснил для себя, в каких условиях работают авторы текстов, я разгадал и схему, по которой они действуют. Это оказалось очень просто. Смотрите сюда.

Песня имеет популярность тогда, когда она вызывает максимум эмоций у среднестатистического слушателя. Это могут быть личные переживания певца, либо же стандартные слова («любовь», «одиночество», «сердце», «поезд», «за всех» и т.д.), которые как бы дёргают за струны души слушателя, вызывая предсказуемый эффект. Проще говоря, в этих словах-кнопках все слышат более-менее одинаковые вещи, поэтому, даже если их будет произносить робот Вертер, он сыграет на эмоциях слушателя любую заданную гамму, словно на клавишах пианино.

Личные переживания певца отпадают — слишком высоки темпы выпуска альбомов. Остаётся только подбирать безошибочную комбинацию слов. Для этого достаточно выяснить, сколько и какие именно переживания вызывает у слушателя каждое отдельное слово, а затем комбинировать эти переживания подобно тому, как композитор комбинирует ноты.

В качестве примера рассмотрим слова из цитат, которые я приводил в начале статьи. Я выкладываю свои ассоциации, и думаю, у большинства русскоязычных людей они примерно такие же.

Поезд — это понятие объединяет целую гамму эмоций, связанных с путешествиями, расставаниями, отъездами, приездами и прочим.

Цюрих, Женева — это явно не Урюпинск. Здесь и многолетняя мечта несостоявшихся эмигрантов поселиться в какой-нибудь стране с высоким уровнем жизни, и усиленно раздуваемая гордость у эмигрантов состоявшихся. В общем, это показатель уровня. Дороговизна, роскошь, цивилизация.

Никогда — упущенные возможности, дела, которые никогда не будут сделаны, люди, которых вы никогда не увидите.

Между небом и землёй — здесь какие-то туманные представления о загробной жизни, о людях, не живущих целиком и полностью в реальном мире, а живущих наполовину там, где хорошо, а нас нет.

Куда ты? — эх, кому не доводилось убегать из дома в расстроенных чувствах, обидевшись на родителей, братьев, сестёр, отчима... Кто-то уезжал покорять Северный Полюс, кто-то — к пацанам в банду, а кто-то — к принцу своей мечты домой. В любом случае, чувств с этим вопросом-восклицанием связано немало.

Одиноких, тёмных — это доступ ко всей гамме переживаний, связанных с одиночеством.

Сердце — тут даже объяснять ничего не нужно.

Пытаясь угадать, надеясь угадать — это, на мой взгляд, вообще шедевр. Серьёзно, без стёба и шуток. Именно это и пытаются сделать мозги слушателя — угадать смысл хаотического набора слов в песне.

И так далее, список этот можно расширить до тысяч слов, доступных среднестатистическому русскому человеку, и до сотен тысяч словосочетаний, вызывающих кумулятивный эффект. Понятно, что слово «энцефалограмма» не так сильно воздействует на чувства, как, например, «надежда», поэтому и словарь попсы сильно ограничен. Но даже и при всём при этом комбинаций хватит на сотни лет безоблачной жизни этого жанра, а к тому времени язык эволюционирует настолько, что появятся новые слова и новые песни.

Двигаемся дальше. Моё словоблудие вряд ли можно использовать при подборе слов, для этого его необходимо перевести в цифры. Например, при помощи элементарных массовых опросов и анализов пульса, давления, дыхания и движения глаз десятка-другого добровольцев из различных целевых групп. После этого творчество сводится к решению двух задач:

А. Составить гамму эмоций, которая пользовалась бы успехом у типичного слушателя.

Б. Подобрать под неё слова и словосочетания.

На решение задачи Б в разумное время хватит мощности обычного Пентиума десятилетней давности и навыков студента-второкурсника технического ВУЗа средней руки — той же десятилетней давности. Компьютеру можно поручить также и решение задачи А — создание самой гаммы эмоций. Достаточно квалифицированный психолог или пиарщик формализует набор правил, по которым можно гарантированно составить коммерчески успешную гамму, а с разработкой программы справится всё тот же второкурсник.

Единственная задача, с которой, насколько мне известно, машина пока не справляется, — это проверка текста на наличие смысла. К счастью, осмысленность для высокого объёма продаж не требуется, поэтому её и не берут в расчёт.

* * *

Скорее всего, эпиграф этой статьи был задуман как прикол, но попал он в десятку. Утешаться можно тем, что попсовые тексты гораздо более продвинуты, чем придуманные машиной стихотворения из «Кибериады» Станислава Лема:


Три, самолож выверстный, вертяшку сум воздлинем,
Секливой апелайде и боровайка кнется,
Гренит малополешный тем перезлавским тринем,
И отмурчится бамба, и голою вернется.

Расслабляйтесь, господа, третий год третьего тысячелетия на дворе, и кому, как не машинам, сочинять для нас песни.

Уже лучше! Последние слова имели смысл, заметил? — говорит персонаж «Кибериады».

Так ведь и мы можем — радоваться тому, что в некоторых частях некоторых песен всё-таки можно углядеть какой-то смысл.

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[нетленка] Моцарт и Сальери[библиофобия] Прочистка мозгов: Бушков А. 'Пиранья против воров'[заметки] Ковыряем: Language Teacher EFR630T[аудизм] Garou 'Seul', 2001

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7