Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Общение в Интернете
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

Фантастика и Голливуд:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

внешние ссылки

IMDb (eng):

Armageddon

Back to the Future, Part II, Part III

The Fifth Element

Total Recall

субъективные заметки Алекса Экслера:

Армагеддон

Пятый элемент

Фантастика и Голливуд

Игорь Крейн

22.10.2001

начало

2. Ляпы

Пожалуй, есть смысл в небольшом пояснении. Термин «ляп» я использую по причине отсутствия правильных слов в моём лексиконе (читай, из-за природной косноязычности). Означает он примерно следующее...

В погоне за зрелищностью режиссёры часто увлекаются настолько, что забывают об элементарной логике, особенно, если у них её не было изначально. Все эти громкие взрывы в открытом космосе и бури на астероидах, конечно, смотрятся красиво и доставляют наслаждение для глаз и ушей. Для рта тоже можно найти приятное занятие, не зря же был придуман попкорн. И всё было бы прекрасно, если бы не было мозгов. Из всех частей головы эта штука явно лишняя, она портит весь кайф от просмотра фильмов.

Итак, ляпы.

Ляпы — будем справедливы — встречаются и в хороших фильмах. И — для пущей справедливости — поговорим в первую очередь о них.

Вспомнить всё: Шварценеггера пучит

Вспомнить всё:
Шварценеггера пучит
(кадр украден с DVD проект)

Возьмём хотя бы Вспомнить всё Пола Верхувена. Этот ляп заметили, думаю, многие. Лично я в физике никогда не был силён, так что могу ошибаться, но мне кажется, что когда человек без скафандра попадает на поверхность планеты, не имеющей атмосферы, его — да, конечно! — начинает пучить изнутри. Причём очень сильно пучить — тут Верхувен прав. Но этот несчастный вряд ли начинает смешно выкатывать глазные яблоки и стараться достать кончиком языка до собственного пупа. Что-то мне подсказывает, что внутреннее давление его просто разорвёт к чертям, как ту самую кошку с бутербродом на спине. Ну, пусть его самого и не разорвёт в буквальном смысле этого слова, но уж глаза-то точно лопнут — я прошу прощения за столь натуралистические подробности.

Верхувен же барским жестом позволил нам вовсю полюбоваться захватывающим зрелищем, скажем ему спасибо. Напомню вам этот момент: нарушается герметичность купола, внутри которого живут поселенцы, и через образовавшуюся дыру начинают ломиться потоки воздуха. Происходит это — вспоминаем школу (кто не помнит — может лишний раз послушать прогноз погоды) — из-за разницы атмосферных давлений: внутри купола поддерживалась привычная земная атмосфера, а снаружи, понятное дело, атмосферы — с гулькин нос. Титаническим усилием герой Шварценеггера, Куэйд, успевает включить «большую кнопку», после чего его с подругой подхватывает лёгкий ветерок и уносит в открытое море, в смысле — наружу.

(Кстати говоря, этот самый «ветерок» наглядно показывает, с какой скоростью должно было пучить наших героев снаружи. Те, кто ещё всё-таки помнит школу, вспомнят, наверное, и известный эксперимент с двумя железными полусферами, которые не мог расцепить хороший табун лошадок — и всё из-за того, что оттуда был выкачан воздух.)

Итак, вылетев из купола, Шварц с подругой сначала секунд с десять катятся по скалистой поверхности Марса, после чего, остановившись, наконец, вспоминают вдруг об отсутствии атмосферы и раздуваются вышеописанным манером тоже около десяти секунд. Весь этот процесс перебивается долгими кадрами, объясняющими зрителю, каким же образом спасительная атмосфера начинает зарождаться на Красной Планете: ряды гигантских раскалённых стержней (и когда они только успели раскалиться?) неторопливо и с достоинством входят в ледник, расплавляя его; образовавшийся в результате химической реакции кислород вырывается на поверхность; купол сотрясается от этих игр стихии... Короче, много чего там было зрелищного, прежде чем атмосферное давление около купола превысило некую критическую величину, и несчастных кукол, которых заставили мучиться вместо живых актёров, не начало впучивать обратно.

Все вздохнули свободно...

Пятый элемент: Синяя примадонна собирается показать язык

Пятый элемент:
Синяя примадонна собирается показать язык
(кадр украден с DVD проект)

Как видим, ляпы присущи даже хорошим режиссёрам. Люк Бессон — и тот прокололся в Пятом элементе. Вот просто не могу удержаться, чтобы не кинуть камешек в его огород за этот ляп. И если я не прав — пусть Бессон кинет в меня этим камнем обратно. Но инопланетная певица с голубой кожей и синей кровью не может иметь красный язык! Не верю!.. Вот такой я зануда. (К сожалению, мне не удалось найти кадр, где язык певицы был бы хорошо виден, так что придётся вам поверить мне на слово.)

А Назад в будущее? Все помнят эту трилогию? Ну, ладно, детские игры с постепенным исчезновением изображений на фотографиях и тому подобные фокусы я трогать не буду. Самая большая проблема в том, что чуть ли не единственный интересный с фантастической точки зрения момент попросту шит белыми нитками! Помните, как во второй части нехороший старикан Бифф коварно воспользовался чужой машиной времени: вернулся из 2015 года в 1955 и подарил самому себе, молодому, книжку с результатами всех спортивных состязаний? И тот, молодой Бифф, зашиб на этих ценных знаниях кучу зелёных бумажек, серьёзно изменив, таким образом, прошлое на отрезке 1955—2015 — помните?

Сразу предупреждаю, что мои объяснения займут довольно много места: специфика временных парадоксов такая — нахрапом не возьмёшь. Так что те, кому лень, могут смело пропускать следующие несколько абзацев. А для тех, кому не лень, я сейчас буду чертить схемы.

Но прежде всего — небольшая отмазка. Временные парадоксы — штука, мягко говоря, до конца не изученная, поэтому здесь возможны варианты. Если эти парадоксы и возможны в принципе, то ещё большой вопрос, какова на самом деле их природа. Однако если принять правила, по которым играет профессор из фильма, получается, что он сам же их и нарушает...

Итак, старый Бифф прибывает обратно в 2015 год, а профессор Браун со своим малолетним дружком Марти Макфлаем на этой же машине времени возвращается к себе в 1985. Тут они обнаруживают, что из-за вышеописанного парадокса родной 1985 изменился до неузнаваемости.

Профессор, конечно, всё сразу понимает и рисует тугосоображающему Макфлаю схему парадокса. Я попробую её по памяти восстановить и немного расширить, тем более что она до отвращения проста.

Схема временного парадокса в 'Назад в будущее, часть 2'

Схема временного парадокса в Назад в будущее, часть 2
(картинка рождена при помощи ворованного Photoshop'а)

Итак, прошу внимания на рисунок слева. Начнём с верхней части, которая обозначена буквой A. Синяя прямая линия — это обычное течение времени до парадокса. На ней я позволил себе обозначить три точки: 1955, 1985 и 2015 (думаю, их назначение очевидно). Старый Бифф (зелёный отрезок со стрелкой) из 2015 по этой прямой едет в 1955, где и зарождается парадокс. Док Браун, не зная ещё точной даты парадокса, назвал эту точку просто «Прошлое». Именно отсюда (переходим на схему B) он провёл ветку во времени, порождённую этим парадоксом. Время изменилось, реальностью стала новая ветка, а старая...

Вот то-то и оно, что со старой полупрямой происходит что-то мутное. Во-первых, Бифф-старик (второй зелёный отрезок) ухитряется вернуться по старой прямой в привычный для себя 2015 год, и, более того, с этим годом всё оказывается в порядке; парадокс его почему-то не задел. А во-вторых, наши путешественники во времени (разветвляющийся зелёный отрезок), возвращаясь по этой старой прямой в свой 1985 год, каким-то непостижимым для меня образом оказываются в новом 1985-м (точка 1985/II), расположенном на порождённой парадоксом ветке.

Назад в будущее, часть 2: док Браун напускает туману

Назад в будущее, часть 2:
док Браун напускает туману
(кадр украден с Назад в будущее)

Киношный изобретатель машины времени кроме точки «Прошлое» (1955) обозначил ещё точку «Будущее» (2015) и точку альтернативного 1985. И когда Макфлай предложил вернуться в 2015 и предотвратить поездку Биффа в 1955, Браун чётко объяснил, что из 1985/II, где они находились, нельзя опять попасть в 2015, который остался на старой ветке.

Это он правильно сказал. Однако! Почему в таком случае старый Бифф сумел вернуться в тот 2015, если они этого сделать не могут? Почему старая ветка вообще не отмерла? И — самое интересное! — как профессор с пацаном умудрились перескочить со ствола на ветку, в то время как точки парадокса на их пути не было?

Эти скользкие вопросы, которые просто обязаны были возникнуть, профессор старался по возможности игнорировать. Более того, у меня сложилось впечатление, что сценаристы и сами прекрасно понимали, что в этом месте у них ничего не вяжется, потому и профессору пришлось напустить туману.

Короче говоря, объяснения профессора меня не убедили. После первого просмотра этой части фильма, я некоторое время думал над этим парадоксом, и вспомнил, что машина времени иногда барахлила. Цифры года прибытия временами сбивались на столетие назад — именно это и сыграло впоследствии свою роль, породив сюжет для третьей части. Возможно, подумал я, когда профессор и Макфлай возвращались из 2015 в 1985, машина опять дала сбой, и они каким-то извратом попали в 1985/II через тысяча восемьсот восемьдесят пятый? То есть, назад по времени ещё худо-бедно можно двигаться по «стволу», а вперёд — парадокс перекидывает на новую ветку (с другой стороны, всё равно остаётся непонятным, почему парадокс не перекинул на эту ветку старого Биффа).

Я пересмотрел фильм, но и этого там не обнаружил. Машина времени начала давать сбои гораздо позже...

Вы ещё не забыли, что мы говорим о ляпах в хороших фильмах? Назад в будущее, без всяких сомнений, очень достойная серия, и Земекиса я впервые запомнил именно по ней. Но вторая часть для меня всегда была хуже двух остальных...

Армагеддон: Мельтешня в космосе

Армагеддон:
Мельтешня в космосе
(кадр украден с SciFlicks.com)

С развитием компьютерной графики ляпов в фильмах становится всё больше и больше. Они, шельмецы, просто нагромождаются друг на друга, и, раз запустив этот процесс, остановить его уже невозможно. В последний раз я плевался по этому поводу ещё на Армагеддоне (после чего, кажется, и резко ограничил просмотр фантастики), хотя я знаю по крайней мере одного человека, усмотревшего в этом стёб. Может быть, может быть... Может быть, я был в плохом настроении, да и копия мне тогда попалась, каюсь, экранная, что, как я уже говорил, влияет на впечатление.

Но стёб не стёб — а на примере Армагеддона мне представляется очень удобным раскрыть ещё одно слабое место в фантастике Голливуда. Таким слабым местом является — сценарий >>

 

<< ещё о фантастике в кино >>

начало

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[заметки] Официальный БЛИН: О женской красоте[аудизм] Deep Forest 'Music Detected', 2002[нетленка] Закреплённый участок[библиофобия] Прочистка мозгов: Бушков А. 'Пиранья против воров'

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7