Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Менеджер Мафии. Путеводитель по гангстерским фильмам I-2004
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

Фантастика и Голливуд:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

внешние ссылки

IMDb (eng):

The Abyss

Armageddon

The Dig (VG)

субъективные заметки Алекса Экслера:

Армагеддон

Бездна

Фантастика и Голливуд

Игорь Крейн

05.11.2001

начало

3. Сценарий

Завязка, если помните, в Армагеддоне следующая. Невесть откуда взявшийся астероид летит по направлению к Земле; столкновение неминуемо, и до этого неприятного рандеву остались считанные дни. Видя такое дело, люди потолковее, из сапиенсов, собрались в кружок и надумали послать к астероиду команду бурильщиков, чтобы те нашпиговали его бомбами и разнесли this f**king thing с шумом и пылью — чтобы другим неповадно было.

Собственно, весь фильм и заключается в том, как героические бурильщики выполняют свой долг перед матерью Землёй. Не густо, верно?

Кто-то из вас, возможно, вспомнит, что в то же время (это, кстати, характерно для Голливуда) вышёл ещё один фильм с похожей идеей. Правда, там речь шла о комете, но лично для меня нет большой разницы, чем меня шандарахнет по голове — астероидом или кометой.

The Dig: На небе сгущаются астероиды

The Dig:
На небе сгущаются астероиды
(скриншот сделан с ворованной игры при помощи ворованной ОС Windows)

Самое же примечательное, что за два-три года до выхода на экраны этих шедевров увидела свет компьютерная игра в стиле Adventure под названием The Dig. Завязка этой игры практически один в один повторяет завязку Армагеддона. Различий всего несколько и они незначительны — незначительны настолько, что режиссёра можно подозревать в плагиате. Во-первых, в игре астероид не производит коварных артподготовок по половине крупнейших столиц мира (в фильме ему в этой операции помогали астероиды-шестёрки помельче). И, во-вторых, гуманное человечество в The Dig планирует не уничтожить астероид, а всего лишь сместить его курс так, чтобы он пролетел мимо Земли; иначе говоря — пустить под откос. Насколько я понял английскую речь, звучащую в заставке игры, попытка взорвать астероид может привести к тому, что его осколки ломанутся к Земле. Логично, не правда ли?

Армагеддон: Звёздная каменюка ведёт прицельный огонь

Армагеддон:
Звёздная каменюка ведёт прицельный огонь
(кадр украден с SciFlicks.com)

К слову сказать, The Dig был выпущен игровым подразделением компании некоего Джорджа Лукаса — LucasArts. А среди сценаристов тусовался Стивен Спилберг. И хотя с точки зрения фантастики фильмы Спилберга я ценю не слишком высоко, к основному сюжету игры у меня претензий нет.

Вышеприведённая завязка занимает в игре, наверное, двадцатую часть, а то и того меньше. Летит астероид, люди собирают вече, запускают шаттл — и это всё происходит ещё в заставке игры! Затем, уже при помощи игрока, сидящего за компьютером, астронавты копают две дырки в астероиде, минируют, взрывают — разумеется, бесшумно, — и астероид сходит с рельс. Конец завязки. Напомню, что в Армагеддоне здесь уже наступает конец фильма — всего лишь через каких-нибудь два с половиной часа. В игре же с этого места как раз и начинается самая дискотека! Потому что астероид, оказывается, совсем никакой не астероид, а...

The Dig: Мирный атом в работе

The Dig:
Мирный атом в работе
(скриншот сделан с ворованной игры при помощи ворованной ОС Windows)

Вам придётся поверить мне на слово, потому что рассказывать весь сюжет игры я не хочу. И хотя The Dig, на мой взгляд, далеко не самый лучший «квест» от компании LucasArts, фантастический сюжет в нём на несколько порядков выше «армагеддоновского». Не что-то сногсшибательное, но на очень приличном уровне.

Отчего тогда не снимут фильм по этому сценарию? Боятся, что зритель не поймёт? Мозги не выдержат переизбытка информации?

Да что уже говорить про слабые фильмы, когда и у неплохих бывают хиловатые — с точки зрения фантастики — сценарии. Возьмём для примера Бездну Джеймса Кэмерона, которая считается принадлежащей в первую очередь к жанру Sci-Fi. В целом фильм хорош, смотрится интересно, не спорю. Но это всё триллер. В чём же заключается фантастический элемент? В том, что ближе к концу картины появляются эти. Чужие. Но не те, которые жрут всё, что движется, и некультурно пускают слюну с челюстей прямо на пол, а хорошие. Милые и добрые. «Наши». Хоть и чужие.

И что? — спрашиваю я Кэмерона. Да вот, говорит, посмотри, как красиво у них под водой. Ага, соглашаюсь я. А тут и фильму конец настал...

Бездна: Глубинный мегаполис

Бездна:
Глубинный мегаполис
(кадр украден с SciFlicks.com)

Кэмерон, конечно, режиссёр неплохой — когда речь идёт о зрелищности, драйве и, прости господи, саспенсе. Иногда ему удаются и драматические моменты. Бывает, правда, что эта драма очень уж слишком напоминает мелодраму, и когда чувство меры Кэмерону изменяет, получаются всякие Титаники. Всё-таки глубина мысли у этого режиссёра несколько затмевается глубинами морскими, к которым его временами тянет.

Так вот, Бездна, как и прочие фильмы Кэмерона, имеющие хоть какие-либо намёки на Sci-Fi, бесспорно, заслуживает внимания, но в первую очередь — как экшн и триллер. Что до фантастики — этот жанр плетётся на вторых и даже третьих ролях. Да — красиво, да — зрелищно. Но уберите эти спецэффекты — что останется от фантастики? Одно-два простых предложения.

И Кэмерон в этом, к сожалению, не одинок. Большая часть фантастических фильмов Голливуда, включая те, которые произвели на меня положительное впечатление, страдает именно превалированием зрелищности над смыслом. Я мог бы долго вычерчивать замысловатые таблицы и приводить различные выборки фильмов, пытаясь доказать эту точку зрения, но делать этого не буду. Во-первых, это было бы довольно скучно, а во-вторых — совершенно бессмысленно, поскольку очевидно и невооружённым глазом.

По правде говоря, выборки эти я всё же делал, думая придать данным размышлениям некое подобие научного труда, однако всё, что из них можно почерпнуть, укладывается всего лишь в несколько банальных фраз.

Близкие контакты третьей степени: Побольше и покрасивше

Близкие контакты третьей степени:
Побольше и покрасивше
(кадр украден с SciFlicks.com)

Итак, в фильмах, относящихся к жанру «научная фантастика», я ожидаю увидеть фантастическую идею отнюдь не на последнем месте. Но обычно выходит так, что фантастическая составляющая оказывается второстепенной, если вообще не мизерной. Главенствует же зрелищность, причём, не просто главенствует, а является самоцелью. Зрелищность первична. Но на пустом месте спецэффекты не покажешь, потому и придумывается «фантастический» сюжет. Таким образом, фантастика всего лишь оправдывает их применение.

Согласитесь, если действие фильма происходит в космосе, то этого ещё недостаточно, чтобы называть фильм фантастикой. Точно так же, как наличие «Магнума» 45-го калибра ещё не делает человека «крутым парнем». Нужна какая-то фантастическая «фишка», что-то оригинальное, интересное или даже — в идеале — поражающее воображение. Но этого всего обычно и нет: наше воображение пытаются поразить при помощи огромного количества спецэффектов, а рудиментарный фантастический сюжет усиленно удобряют триллером, приключениями и прочими элементами «развлекалова».

Звёздные врата: Ещё больше и ещё красивше

Звёздные врата:
Ещё больше и ещё красивше
(кадр украден с SciFlicks.com)

В Голливуде считают, что публика ждёт зрелища. Даже не то что ждёт — требует! Попкорна и зрелищ! Вот нам и показывают развлечение для глаз и ушей. Лет через десять, глядишь — и нос начнут ублажать. Это само по себе ещё не плохо — грамотно раздражать нервные окончания, — не только не плохо, но даже и полезно. Плохо, что интеллект к этому процессу почему-то редко имеет отношение. Когда сюжет примитивен и действие упрощено до минимума, когда мне, словно ребёнку, шаг за шагом объясняют каждое движение на экране — у меня начинают проскакивать параноидальные мысли, что мой мозг пытаются усыпить. В самом деле, зачем думать, когда и так всё разжуют и в рот положат?

Лос-Анджелес, 2047 год. После того, как пятнадцать лет назад к власти в Объединённой Америке пришла партия принципистов, страна поверглась в хаос. Людей нередко...

Нет, это не фразы из какого-то фильма, это я всего лишь немного помаялся дурью. И я бы мог так продолжать до бесконечности, если бы это занятие не наскучило мне ещё на третьей строчке. Впрочем, если бы мне платили за это хотя бы десятую часть того, что платят средней руки сценаристам в Голливуде, я бы подумал, как бороться со скукой...

День Независимости: Красота затмевает Нью-Йорк

День Независимости:
Красота затмевает Нью-Йорк
(кадр украден с SciFlicks.com)

Как только фильм начинается словом «Лос-Анджелес», сценарист сразу же получает от меня лишний жирный минус в пассив. Я допускаю, что иногда — крайне редко! — подобный приём можно использовать, но уверен, что при желании его всегда можно избежать. Всю эту длинную словесную прелюдию можно отбросить и заменить другими, кинематографическими средствами. Не выложить всю предысторию сразу, а постепенно раскрывать её в процессе фильма.

Лично для меня такой фильм смотрится гораздо интереснее: в нём есть загадка. Тебе показывают некое действо, участники которого ведут себя вполне естественно и делают явно обыденные для них вещи, — но для тебя всё происходящее может быть необычным, непонятным и завораживающим, а всё из-за того, что ты не знаешь прелюдии. Ты не живёшь в этом мире, ты не знаешь его законов, а режиссёр не потрудился тебе всё разжевать заранее вступительными абзацами печатного текста.

Тут уже мозгу не до сна: он работает, стараясь не пропустить ни малейшей детали. Ведь любая мелочь может хоть немного пролить свет на то, по каким правилам играют в изображённом на экране мире. И понимание постепенно приходит само собой, постепенно ты вживаешься в этот придуманный мир, и он становится твоей реальностью. И если режиссёр — парень с головой, то всевозможные спецэффекты лишь делают этот мир объёмнее.

Конечно, такой подход предполагает наличие некоторого минимума серого вещества как у зрителя, так и у режиссёра, а у последнего — ещё и мастерства и фантазии. Когда этого нет, порождаются безобразные и неуклюжие прелюдии, сюжет высасывается из пальца, а спецэффекты прикрывают собой убожество придуманного мира. Когда же это всё есть...

Но я опять забегаю вперёд: уж очень хочется вопреки своей вредной натуре рассказать, наконец, о чём-нибудь очень хорошем... Но нет, такой резкий, контрастный переход вреден для здоровья; будем же стремиться к совершенству постепенно, размеренным шагом.

Поэтому предлагаю для начала поковыряться немного в голливудских фильмах в надежде найти в них — рациональное зерно >>

 

<< ещё о фантастике в кино >>

начало

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[нетленка] Закреплённый участок[аудизм] 'Notre Dame de Paris', 1998[заметки] Ковыряем: Language Teacher EFR630T[библиофобия] Прочистка мозгов: Бушков А. 'Пиранья против воров'

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7