Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

Фантастика и Голливуд:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

внешние ссылки

IMDb (eng):

совершенный фильм

Twelve Monkeys

субъективные заметки Алекса Экслера:

Двенадцать обезьян

полезная ссылка (eng)

Фантастика и Голливуд

Игорь Крейн

03.12.2001

начало

5. Совершенный фильм

Big Brother is watching you.

George Orwell “Nineteen Eighty-Four

Посмотрите внимательно на монитор. Нет, не на этот текст, а на монитор вообще. Сзади, с боков. Снизу, если хотите... Ничего необычного не заметили?

Отлично. Теперь клавиатура. Внимательно осматриваем. Пересчитываем клавиши... Обычная «клава», не так ли?

А вам когда-нибудь приходило в голову, что и мониторы и клавиатуры могли бы существенно отличаться от нынешних, привычных нам? Причём не через десять лет и даже не послезавтра — уже. И эти «непривычные» предметы были бы для нас настолько привычны, что нам никогда бы не пришла в голову возможность существования других.

Непонятно? Хорошо, давайте начнём с другого конца.

Откуда вообще растут ноги у клавиатуры? Правильно, из печатной машинки. Обычной печатной машинки, которая ещё совсем недавно была очень даже привычным зрелищем, в отличие от клавиатуры, на которой набирался этот текст. И персональные компьютеры, между прочим, тогда ещё собирались в единичных экземплярах буквально в гаражах из подручных средств...

Чудеса селекции

Чудеса селекции

Представьте теперь, что конструкторам под руки подвернулась именно печатная машинка. Подсоединили к клавишам проводочки, добавили парочку финтифлисторов с какими-нибудь дрючкаматорами — вот тебе и «клава», печатай — не хочу! А вместо монитора — телевизор приспособили. Или даже один только кинескоп. Правда, с махоньким экранчиком, но зато с вот такенной линзой. Чтобы лучше видно было.

Вы не смейтесь, тридцать-сорок лет назад такому чуду техники все только бы дивились. Более того, если бы такое убоже... такое изобретение сделали не в гараже, а в каком-нибудь конструкторском бюро, на государственном уровне... Если честно, мне даже страшно подумать, что было бы в этом случае. ЕС1810 снились бы нам сейчас в самых сладких снах.

Я не шучу. Я предельно серьёзен. Впрочем, как обычно.

Бюрократия процветает, как известно, и при развитом капитализме, и при недоразвитом социализме, и вообще, боюсь, при любом общественном строе. Очевидно, эта зараза завелась в крови хомо сапиенсов ещё во времена Ноя, если не раньше, где и паразитирует по сей день. И если дать ей чуть больше воли, чем следует, последствия могут быть самыми плачевными.

'Вот квитанция на вашего мужа... а это — моя квитанция на вашу квитанцию'

«Вот квитанция на вашего мужа... а это — моя квитанция на вашу квитанцию»

Вам ещё никогда не приходилось подписывать квитанцию на арест родственника? А платить за повышение на работе? Нет? Что, и за собственные допросы тоже ни разу не платили?

Что ж, я могу за вас только порадоваться.

Впрочем, мы же, кажется, всего лишь говорим о фильме? Верно, о фильме, название которого я пока держу в секрете, хотя те, кто его смотрел, уже давно догадались, что же за фильм я имею в виду. Правда, я очень сильно подозреваю, что таких людей очень мало. К сожалению.

Итак, в совершенном фильме, как следует из сказанного мною в предыдущих частях, зритель сразу погружается в придуманный мир, и догадывается о свойствах и законах этого мира уже в процессе. В начале ему говорится лишь, что действие происходит «где-то в XX веке». Немного? Поверьте, этого вполне достаточно. Эта фраза означает, что события происходят не в будущем и не в далёком прошлом, а в наше время. И при этом, события странные, не имеющие ничего общего с реальностью, к которой мы привыкли. Мир явно придуман, фантастичен... но в то же время вполне реален — в том смысле, что возможен. Не чужд человеческой природе.

Система в полный рост

Система в полный рост

Ведь государство — это так по-человечески, согласитесь. А где государство — вполне естественно, по-человечески, наворотить на него Систему. Почва благоприятная. Поливать практически не нужно, а сорняки вскоре будут выкорчёвываться в автоматическом режиме. Дай только волю.

Вот и дали.

Компьютер, безусловно, бывает лучше и удобнее, чем тот, который родился из внебрачной связи пожилой печатной машинки с недоразвитым телевизором. Мы, по крайней мере, знаем это на собственном опыте. Мы также можем легко догадаться, что компьютеры могут быть ещё лучше, чем нынешние. И, возможно, лет через пять владелец такого же монитора, в который вы сейчас смотрите, будет стыдливо прятать его от посторонних глаз в самом тёмном чулане.

Но когда безраздельно властвует Система, экономическое развитие тормозится вплоть до полной остановки. И даже — до смены направления на противоположное. Лучшего компьютера не будет, потому что лучший — этот. Да-да, этот самый гибрид, утверждённый и закомпостированный в соответствующих инстанциях — единственно возможный аппарат в своём классе.

С обратной стороны экрана

С обратной стороны экрана

Что, не нравится вам такой «комп»? Ну, это вы ещё не видели принтера. Впрочем, вы уже, наверное, догадываетесь, как он выглядит...

И, поверьте, убогий компьютер — не самое страшное последствие организации бюрократического строя. Щупальца государственных структур проникают во все сферы общества, заражая всё вокруг монотонной серостью. И эти метафорические щупальца нередко принимают очень даже физическую форму. Между прочим, каждый из нас ежедневно с ними сталкивается, хотя и редко обращает на них внимание — глаз замыливается и фильтрует привычное. Но в фильме эти щупальца трудно не заметить.

Они повсюду. Водопроводные, газовые, канализационные. От них, кажется, никуда не деться: куда ни плюнь — мрачная гофрированная труба сантиметров сорока в диаметре тянется вдоль стены, пола или потолка самым причудливым и неудобным образом. Даже в самом фешенебельном ресторане, на самом светском рауте — везде это уродство напрочь отказывается вписываться в богатый интерьер... Впрочем, как я уже говорил, никто их уже не замечает, эти трубы. Кроме зрителя...

А сколько их прячется в стенах!..

А сколько их прячется в стенах!..

Система проявляется везде. Человек в ней живёт, работает, размножается, умирает. Дышит ею. Такова атмосфера этого мира. Такова атмосфера этого фильма.

Фильма, после просмотра которого несколько дней ходишь, как пришибленный.

Фильма, о котором бессмысленно читать, который надо видеть. Чего и вам советую. Тем более что кроме идеи там есть, на что посмотреть, и в прямом смысле — визуальный ряд впечатляющ и на сегодняшний день.

 

Терри Гиллиам

Терри Гиллиам

Бразилия, 1985 год, Великобритания. Режиссёр и один из сценаристов — Терри Гиллиам. Знакомая фамилия? Верно, Двенадцать обезьян тоже снял он, но уже через десять лет и в США. Человек, примечательный также своей прямой принадлежностью к легендарной английской комик-группе Монти Пайтон. Личность неординарная уже хотя бы потому, что в своё время он, коренной американец, переехал (чтобы не сказать «эмигрировал») в Англию — лично для меня это своего рода показатель.

Именно Бразилия заставила меня около двух месяцев бороться с собственной бездарностью, пытаясь излить в печатном виде сумбур, творящийся в моей голове, и параллельно приводя этот сумбур в некий порядок. Я не могу припомнить ни одного голливудского фантастического фильма, который бы произвёл на меня подобное впечатление в сознательном возрасте. Что странно, поскольку и в Голливуде нет-нет — да и мелькают хорошие и непопсовые фильмы. Но почему-то не в фантастике.

Истинное лицо Системы

Истинное лицо Системы

К слову, в Штатах Бразилию и загубили. У Гиллиама была долгая борьба за фильм в американском прокате, в подробности которой я вдаваться не хочу. Скажу лишь, что в результате фильм был сокращён на десять минут. Казалось бы, чем может повредить более чем двухчасовому фильму десятиминутное обрезание? Видевшие Бразилию легко это поймут. Здесь достаточно сделать всего несколько небольших купюр местах в трёх-четырёх, чтобы в корне изменить сюжет фильма и безнадёжно и бесповоротно его спопсить. Что и было сделано американским продюсером.

Я также сильно подозреваю, что именно урезанный вариант фильма номинировался на соискание премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. И не получил. Зажилили... Что ж, это внутренние дела Соединённых Штатов, я вмешиваться не буду. Добавлю лишь, что при просмотре Бразилии меня всё время не покидало ощущение, что в её основе — серьёзное литературное произведение, которому бы позавидовал Шекли (почему-то у меня возникали именно такие аналогии). И я удивлялся, почему ничего подобного мне не попадалось в печатном виде. Теперь-то я знаю, что никакой книги не было, просто Гиллиам вынашивал идею фильма десять лет. И это тоже своего рода показатель.

Ах, ты, моя Бразилия, ах, белый Мерседес...

Ах, ты, моя Бразилия,
ах, белый Мерседес...

Поэтому если мои потуги заинтересовать вас этим фильмом не пропали даром — будьте внимательны при поиске кассеты или диска. Бразилия должна длиться 142 минуты, а не 132. Впрочем, я этот фильм видел на переписанной неизвестно откуда видеокассете и не уверен, что он есть в лицензии. Так что с поиском могут быть большие проблемы. У меня, по крайней мере, были.

Да, разумеется, просмотрев Бразилию, я немедленно захотел приобрести её в нормальном качестве. Заодно я подумал, что Двенадцать обезьян тоже неплохо бы, наконец, иметь в домашней видеотеке.

Думаю, всем известно, когда приходит «хорошая мысля»...

Я обошёл все основные видеоточки своего города. Типичный диалог между мной и продавцами выглядел приблизительно так:

— Скажите, у вас есть «Двенадцать обезьян»?

Продавщица хмурит брови:

— М-м-м... Как вы сказали?

Я повторяю, стараясь выговаривать слова чётче.

— «Двенадцать обезьян»? — Она явно сомневается в первом слове.

— Да. Двенадцать, — киваю я, хотя понимаю, что продолжать разговор бессмысленно. Но всё равно уточняю: — Не «Планета»«Две-над-цать».

— Н-нет. А что это за фильм?

— Хм. Фантастика. — Я пожимаю плечами. — Не такая уж и старая, 95 год. С Брюсом Уиллисом.

Система проникает и в сны

Система проникает и в сны

Нет, Брюс Уиллис не помогает. Кажется, он делает только хуже, окончательно её смущая: «Как это? Фильм с Брюсом Уиллисом, а я ни сном ни духом?..»

Да-да, приблизительно половина продавцов видеокассет ничего не слышала о фильме шестилетней давности. Так что о Бразилии я уже и не заикался.

Такая вот грустная история. Надеюсь, вам повезёт больше.

 

Ну и напоследок — немного ссылок по Бразилии.

На русском языке:

Алекс Экслер признался в своей любви к Бразилии в субъективной заметке о фильме Двенадцать обезьян. Думаю, лишь (предполагаемое мною) отсутствие фильма в продаже мешает ему написать полноценную рецензию на саму Бразилию.

С некоторой осторожностью отнеситесь к тому, что написано на Видеогиде об этом фильме. Я бы не рискнул обозвать Бразилию «комедией». Её жанровая принадлежность не определяется одним словом, а из приблизительных синонимов к слову «комедия» мне в данном случае больше по душе «сатира» и «фарс». Кроме того, фраза «"Бразилия" — это сюрреалистический вариант "1984" Оруэлла, действие которого происходит в более отдаленном будущем» вызывает некоторое удивление. Конечно, Оруэлл приходит на ум вполне конкретной ассоциацией, особенно если учесть год, в котором проходили съёмки Бразилии. Но насчёт «более отдаленного будущего» автор (Иванов М.) явно «приврал». Вернее, недопонял.

На английском языке:

Много полезной и интересной информации о фильме можно почерпнуть здесь. Именно отсюда, кстати, и украдены все кадры для этой части статьи (за исключением фотографии computer a la Brazil, найденной в другом месте).

Ну и, разумеется, не забудьте поковыряться на «бразильской» страничке IMDb.

 

<< ещё о фантастике в кино

начало

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[аудизм] Торба-на-Круче 'Непсих', 2001[нетленка] Океан[заметки] Фантастика и Голливуд[библиофобия] Знакомимся: Перес-Реверте А. 'Фламандская доска'

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7