Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внутренние ссылки

Сумбур о сапиенсах:

Отмазки

Могучие кучки

Склонность к обобщению

Кучкина мораль

Отмазки, часть вторая

Ценности для всех

Паранойя

Пропагандистский мир

Доверяй, но проверяй

По образу и подобию

Дорваться до власти

Не влезай — убьёт!

Сумбур о сапиенсах

Игорь Крейн

05.03.2003

не забудьте про отмазки!

Дорваться до власти

Мы привыкли при виде ментов делать руки по швам —
Вдруг решат покомандовать нами.
Мы привыкли подолгу глядеть из окон по утрам —
Вдруг опять перекрасили знамя.

Несчастный случай «Зоология»

Начну издалека, с сентенций очевидных, и потому скучных.

Рыба, как известно, гниёт с головы. Это банальное сравнение приходит на ум при попытке осмыслить беспредел, охвативший бывшие советские республики, а нынешние независимые государства. Коррупция, взяточничество, злоупотребление служебным положением, кровавые разборки. Борьба за власть.

Всякий обыватель знает, что государственные чиновники, вот эти вот министры с депутатами — все поголовно хапают. Их лживые речи в телевизоре обманывают только самых наивных. Все они двуликие янусы: в глаза тебе — повысим, увеличим, построим, а как только отвернёшься — хап твой, кровью и потом выстраданный, подоходный налог — и себе в карман! Как говорится, дорвались до власти. А для того ведь и рвались! У всех кандидатов в депутаты неправильная предвыборная программа. «Выберите, мол, меня, и вы будете жить лучше, а вон того не выбирайте, он бяка, и вообще — страшно подумать, что начнётся, победи он на выборах». Нет уж, пускай честно говорят: выбирайте меня — и я буду жить лучше, чем все остальные кандидаты в случае, если бы вы выбрали их. Хоть не так обидно было бы.

Всякий автовладелец при случае костерит зажравшихся гаишников. Оно и понятно: гаишник тоже имеет власть. Символ его власти — полосатый скипетр в руке; что же до державы, то вторая его рука всегда готова что-то ухватить и крепко держать, только положи. А вот и его владения — участок асфальта в несколько десятков метров. Здесь он царь и бог. И все, кто по этому участку проезжает (кроме тех, разумеется, в чьей власти находится сам гаишник), должны его бояться и выполнять его правила.

Всякий служащий с неприязнью относится к касте вахтёров. Главная задача правильного вахтёра — не пущать и быть неумолимым. Вы можете мёрзнуть хоть три часа с одной стороны стеклянной двери — вахтёр всё это время качающим головой истуканом простоит с другой её стороны. «Не имею права! Вот, видите, приказ: в выходные дни — никого не пускать! Вы что же, голубушка, на должностное преступление меня подбиваете?» Правильный вахтёр упивается своей властью. Причём тем больше упивается, чем эта власть меньше.

Междумыслие:

Что охраняешь, то и имеешь. Ничего не охраняешь — ничего не имеешь.

М. Жванецкий

Речь, разумеется, идёт о стереотипах. Сапиенс вообще привык мыслить стереотипами, обобщать — так легче. И если кто-то выбивается из стереотипа, если, скажем, чиновник честно выполняет свои обязанности, не урывая для себя лишней копейки, то он представляется сапиенсам либо благодетелем, душой-человеком, либо не от мира сего, блаженным. Скорее, всё-таки блаженным. Хороший чиновник должен заботиться о людях, а если он при этом ещё и хапает потихоньку — так это ведь нормально. Все же хотим кушать, как тут не понять. «Пусть ворует, но пуcть и о людях думает!» — вот стереотип (опять стереотип!) хорошего чиновника в странах СНГ.

На Украине два оператора мобильной связи: UMC и «Киевстар». Один из торговцев подержанными телефонами, диктуя мне «на всякий случай» номер своей мобилки, поинтересовался, у кого я собираюсь брать стартовый пакет. Его интерес понятен: если я позвоню ему из другой сети, мы оба влетим в копеечку. Когда я успокоил его, что собираюсь тоже пользоваться UMC, он произнёс фразу, которая показалась мне крайне примечательной:

— Правильно. UMC лучше, потому что они меньше воруют.

Очень сильно подозреваю, что далеко не все уловят примечательность этой фразы с первого прочтения.

Когда рыба гниёт с головы, хвост начинает выказывать недовольство. Сапиенс беспрерывно жалуется на «неправильные» власти, и это естественно. По-человечески.

О человеке, «дорвавшемся до власти» и принявшемся «грести под себя», говорят, что «это проявилась его гнилая сущность». Подразумевая, во-первых, что она, эта «гнилая сущность», была в нём всегда, просто дремала до поры, до времени. И подразумевая, во-вторых, что «уж в нас-то этой гнилой сущности нет».

Есть, есть. Просто не хотят сапиенсы признать, что эти самые депутаты, эти вот гаишники с вахтёрами — это же всё мы сами. Возьми едва не любого сапиенса, особенно из тех, кто громче всех кричит, что «уж он-то на их месте о-го-го бы как и вообще», и посади его на это самое место, дай ему этот крохотный огрызок власти — ведь последними же зубами в него вцепится, всеми же конечностями примется под себя грести.

Озлобленный несправедливыми поборами гаишников автолюбитель становится озлобленным прижимистостью автолюбителей гаишником. Обделённый, но честный гражданин — чиновником-взяточником. И буквально в каждом из нас живёт хоть маленький, но — вахтёр. Вахтёр по имени Гнилая Сущность. Пока обстоятельства не позволяют, вахтёришко сидит тихо, как мышь. Но как только появляется возможность — эта тварь сразу же поднимает голову.

 

Думаю, каждый из вас неоднократно слышал от очевидцев, что вот там, в европах с америками, люди совсем другие. Это здесь, у нас, рабский менталитет. Это здесь хамят в трамваях и воруют из казны. Это здесь менты — обыкновенные бандиты с государственной крышей. Там всё не так. Там люди лучше. А здесь — строй цивилизованное общество, не строй — толку не будет. Разве что кинуть ядерную бомбу, чтобы выжечь всё дотла, а потом уже строить. Специфика менталитета такая.

Есть в этих рассуждениях принципиальная ошибка. «Там» люди не другие. Они просто находятся во власти других обстоятельств. Причём многие с рождения. И отличие этих людей — в большинстве своём — лишь в этих самых обстоятельствах; в трамвае они не хамят несознательно, и взяток не берут, поскольку знают, что по головке их за это не погладят.

Междумыслие:

Менталитет — это стереотип мышления. Он не бывает хорошим или плохим. Хороший менталитет — нонсенс, плохой менталитет — плеоназм, «масло масляное». Мышление не должно быть стереотипным. Эта стереотипность вбивается в нас с детства: так правильно, а так нет. Так хорошо, а так плохо. Не убий, не укради, не прелюбодействуй, но — возлюби и подставь другую щёку. Либо же напротив: неверных — под корень.

Вы видите принципиальную разницу между правилами? Вы считаете, что одни правила могут быть лучше других?

Правила пишутся для стада (да-да, я опять сел на своего любимого конька, вот такой я зануда). Если одни правила составлены более разумно, чем другие, это значит, что стадо, руководствующееся первыми правилами, живёт «лучше» стада, руководствующегося вторыми. К примеру, в первом стаде тебе не нахамят в трамвае, а во втором — нахамят.

Что ж, если вы хотите выбирать из двух стад — вы сумеете сделать правильный выбор. Я же предлагаю задуматься о «перпендикулярной» альтернативе.

Проблема человека, в которого вдолбили правила, в том, что он не воспринимает их сознательно. Он не додумался до них сам, он не прочувствовал их как следует. Напротив, кто-то другой подумал за него, кто-то другой навязал ему эти правила. Для этого другого они действительно могут быть тысячу раз хороши. Могут — но только в том случае, если он их как раз прочувствовал, осознал их правильность. Тогда эти правила — его правила.

В противном случае — это не больше чем налёт цивилизации.

Вот, скажем, человек тридцать лет честно работает кассиром. Через его руки проходят огромные суммы денег. Даже не суммы — килограммы. Такая мера здесь гораздо уместнее. По выражению О. Бендера, мама познакомила этого человека в детстве с доктриной о том, что красть грешно. Заповедь тоже «учит» его об этом. Суровый закон государства, в котором он живёт, незримым, но внушительным грузом нависает над его лысиной.

Но вдруг случается некий форс-мажор. Революция. Землетрясение. Пожар. И этот форс-мажор срывает в сознании кассира одну ржавую от времени задвижку. Ту самую, которая отвечала за «не укради». И через образовавшийся проход ломанулись новые мысли. Хапай и беги. Никто ведь не узнает. А если и узнает, то уже ничего не сможет сделать — руки коротки.

Таким образом, во власти этого сапиенса появилась возможность изменить всё и сразу. Либо — дать своей гнилой сущности свободу действий, либо — каким-то образом заткнуть ей фонтан.

Воспользуется ли он своей властью?

И есть ли разница, в «благополучной» стране живёт этот сапиенс или нет?

 

Человек сам находится во власти — во власти обстоятельств. Именно к обстоятельствам он приспосабливается и «изменяется». Дорывается до власти, показывает свою гнилую сущность, сбрасывает налёт цивилизации.

Способность сапиенса к этой чудесной метаморфозе заложена в него самой природой. Борьба за существование называется. Не будь мозг сапиенса таким гибким, не умей люди так быстро приспосабливаться к внешним условиям — род человеческий давно бы уже исчез с лица этой многострадальной планеты. Загрызли бы его саблезубые тигры, безжалостно затоптали бы мамонты, ибо по всем прочим параметрам сильнее они человека прямоходящего.

Однако о борьбе за существование разговор отдельный, а сейчас речь об ином. О борьбе за достойное существование. Как ни высокопарно это звучит, особенно, в устах такого циника, как я.

Возьмите миллион добропорядочных граждан и посадите в жёсткие условия оруэлловской антиутопии. Или хотя бы вынудите их добывать себе на пропитание за счёт своих ближних. Уверен: за несколько дней они преобразятся до неузнаваемости. Обстоятельства их «изменят». Правила, по которым они привыкли жить, перестанут стыковаться с новыми условиями существования — и дело очень быстро дойдёт и до предательства, и до воровства, и до убийства.

Вы свято верите в то, что обстоятельства над вами не властны? Что ваша крошечная гнилая сущность в благоприятных условиях не вырастет в уродливого монстра?

Лично я очень надеюсь, что выдержу подобную проверку на вшивость. Надеюсь... Но не уверен.

 

<< ещё сумбура о сапиенсах >>

 

Ссылки по теме:

Глаз вяще пущего: Привычка ходить «на цырлах»

Игры, в которые играют люди

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[заметки] Официальный БЛИН: О женской красоте[библиофобия] Знакомимся: Бычков А. 'Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян)'[нетленка] Закреплённый участок[аудизм] 'Notre Dame de Paris', 1998

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7