Пардон, но Netscape 4 поддерживается крайне условно Rambler's Top100

ты, БЛИН, попал!
Сетевой журнал БЛИН
реклама, БЛИН
Hosted by:
Юморные выпуски от Алекса Экслера
разделитель Ария князя Игоря, или Наши в Турции
сегодня на БЛИНе
на БЛИНе

заметки

нетленка

библиофобия

аудизм

блины оптом

агентство БЛИ-Ньюс

чёрствые разделы:

блин скопом

куда податься

о БЛИНе

закулисы

ЖЖ-зеркало

кухня

ФАКа

блины — почтой

Рассылка 'БЛИН: графомания, библиофобия и аудизм в одном флаконе'

блин-опрос

плевательница

болтушка

нота протеста

внешние ссылки

страница Владислава Михеева

Киновскрытика: Война миров (War of the Worlds)

Владислав Михеев

04.11.2005

Режиссёр:

Стивен Спилберг

Steven Spielberg

В ролях:

Том Круз, Дакота Фэннинг, Миранда Отто, Джастин Четвин, Тим Роббинс

Название:

Война миров

War of the Worlds

Жанр

Фантастика

Год выхода:

2005

Страна:

США

История

Эта история началась шестьдесят семь лет назад. Тихим и мирным октябрьским вечером миллионы тихих и мирных американцев настроили свои радиоприемники на канал «Си-Би-Эс», чтобы тихо и мирно прослушать очередной прогноз погоды.

Но за прогнозом последовало сообщение: «Дамы и господа, прослушайте последние известия. Странный объект, упавший сегодня вечером возле Гровер-Милл, Нью-Джерси, не является метеоритом. Это летательный аппарат, внутри которого находятся живые существа. Предположительно это авангард армии с планеты Марс».

Марс атакует

Марс атакует

После этого в эфир потекла мирная, успокаивающая музыка. Которая, впрочем, вряд ли кого-то успокоила... Вскоре вышло очередное сообщение: марсиане распространяются по Нью-Джерси, а полиция мобилизует все силы, чтобы оказать им сопротивление. Затем — еще одно короткое сообщение, и... тишина. Так Америка узнала, что подверглась нападению ужасных инопланетных монстров.

Поздним вечером канал возобновил вещание и стал оперативно информировать об ужасных побоищах по всему побережью. Неизвестному правительственному чиновнику, который выступил с обращением к нации, не удалось предотвратить панику. Когда диктор, издав страшный крик, исчез из эфира, слушатели начали покидать свои дома...

Полундра!

Полундра!

Эта история вошла во все учебники как поразительный случай массовой истерии. Более миллиона американцев, включая священнослужителей, самоубийц и даже представителей флотского командования, приняли за чистую монету... постановку радиотеатра «Меркьюри».

Создателем постановки был тот самый Орсон Уэллс, которого мы знаем по фильму «Гражданин Кейн» (1941). А основой для спектакля, как вы уже догадались, послужил знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров», действие которого попросту было перенесено в современную Америку.

Эта история даёт нам ключ к пониманию нового фильма Стивена Спилберга «Война миров». Ведь бедолаги-критики так до сих пор и не осознали, что фильм основан не столько на книге, сколько на знаменитом радиоспектакле. Именно из радиопостановки перекочевали в фильм и хроникальность, и реалистичность, кажущаяся некоторым излишней. Да и сама идея перенести время и место действия принадлежит, как видите, отнюдь не Спилбергу.

Тем не менее некоторые сюжетные ходы картины основаны непосредственно на романе Герберта Уэллса. Боевые машины инопланетян также вполне соответствуют описанию, данному автором, хотя и выглядят куда современнее.

 

Сюжет

С бесконечным самодовольством сновали люди по всему земному шару, занятые своими делишками, уверенные в своей власти над материей. [...] А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы.

Рэй Ферье (Том Круз) — портовый грузчик, самый обычный парень. Довольно небогатый. Бывшая жена на выходные отдаёт на его попечение детей — сына Робби и дочь Рэйчел.

Буря мглою небо кроет

Буря мглою небо кроет

Отношения в семье довольно прохладные. Впрочем, прохладные — это мягко сказано. От постоянных пререканий отца и сына у зрителя, не успевшего заскучать от интеллектуальных бесед с собственной законной мегерой и домочадцами, вероятно, начнётся мигрень. Ряд критиков относит это к недостаткам фильма, а мы отнесём к достоинствам: эмоции, пожалуй, придают картине дополнительную реалистичность.

Начинается сильная гроза, во время которой молния двадцать шесть раз бьёт в одно и то же место — в самый центр одной из городских площадей.

Луч света в тёмном царстве

Луч света в тёмном царстве

Любопытные горожане устремляются к месту происшествия. И прямо на их глазах из-под асфальта вылезает боевой треножник инопланетян и, огласив округу мощным низкочастотным звуком, начинает хладнокровно уничтожать собравшихся зевак. Чудом избежав смерти, Рэй прибегает домой. Дети встречают его очередной истерикой.

Угнав единственную в городе работающую машину, Ферье вместе с детьми отправляется к жене в Бостон, с трудом лавируя по шоссе, где довольно плотно стоят внезапно ставшие бесполезными машины. В дороге дети снова скандалят.

Встретив команду тележурналистов, работа которых после уничтожения всех телепередающих центров стала бессмысленной, Рэй узнаёт интересную подробность: во время грозы вместе с молниями под землю попали пришельцы в специальных капсулах. Именно они и приняли на себя управление треножниками, которые до этого момента мирно покоились в земле.

Беспокойное чадо

Беспокойное чадо

В одном маленьком, но совершенно обезумевшем городке на Рэя и его машину нападает толпа. И герои остаются без машины.

Тем временем американская армия терпит поражение за поражением. Робби, несмотря на очевидную нелепость этой идеи, несколько раз пытается убежать от отца и присоединиться к военным. В конце концов, Рэй оказывается перед выбором: потерять дочь или продолжать скандалить с Робби — и бросает сына в двух шагах от передовой. Это оставляет нас в некотором недоумении: почему Ферье не сделал что-то подобное раньше?

И этот — тоже в истерике

И этот — тоже в истерике

К огромному возмущению всё тех же критиков, в фильме нет ни астронома, ни викария, ни артиллериста, которым в романе уделено много внимания. Но объём романа в трёх частях и объём двухчасового фильма — увы, несопоставимы. Поэтому в картине присутствует некий собирательный образ — Огилви (Тим Роббинс). Он приглашает Рэя и дочь укрыться в подвале своего дома, уверяя, что отсиживаться здесь можно довольно долго. А затем подвергает всех опасности, пытаясь выстрелить из ружья в придирчиво изучающее подвал щупальце инопланетного механизма... В конце концов Огилви становится совершенно неуправляемым, что вынуждает Рэя успокоить его, используя самый радикальный метод, известный человечеству.

Кстати, там же, в подвале Огилви, мы впервые видим инопланетян. Они совсем не похожи на существ, описанных в книге.

Сбор «урожая»

Сбор «урожая»

Выйдя из подвала, Ферье и его дочь оказываются в корзине треножника, где уже томятся несколько человек. Время от времени из аппарата вылезает щупальце и выбирает очередную жертву. Из жертвы высасывают кровь, которую используют для орошения высаженной повсюду инопланетной травы.

Однако Рэю удаётся воспользоваться гранатой, позаимствованной из дома Огилви, и пленники оказываются на свободе...

«Вы — последний?»

«Вы — последний?»

Когда Рэй прибывает в Бостон, там царит некоторое оживление. По неясной пока причине засохли все инопланетные растения, да и некоторые треножники остановились. Рэй обращает внимание военных на то, что защитное поле вокруг последнего работающего треножника отключилось. И военные уничтожают аппарат.

Рэй Ферье находит свою жену, и обнаруживает, что Робби тоже вернулся домой. Но новых поводов для скандала у них нет, и потому фильм заканчивается.

Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы... Как только явившиеся на Землю пришельцы начали питаться, наши микроскопические союзники принялись за работу, готовя им гибель. [...] Заплатив миллионами жизней, человек купил право жить на Земле, и это право принадлежит ему вопреки всем пришельцам. [...] Ибо человек живет и умирает не напрасно.

 

Критика «Войны миров»

Несмотря на ряд вполне очевидных недостатков, фильм нам вполне понравился: актёрская игра кажется убедительной, а боевые машины и массовые убийства — вполне аутентичными. Мы искренне полагаем, что фильм смотреть стоит. По крайней мере, один раз.

Будучи не в силах выдавить из себя дополнительные замечания, мы, в порядке расширения кругозора, решили ознакомиться с публикациями других критиков.

И по мере того, как мы знакомились с этими публикациями, наше изумление всё росло и росло. С каждой последующей статьёй, с каждым новым высказыванием, нас всё более интересовало: неужели речь идёт о том же самом фильме?

Вот наиболее типичные реплики (мы постарались сохранить авторскую орфографию), услышанные нами как от именитых критиков, так и от рядовых посетителей веб-форумов. По мере сил мы попытались тут же на эти реплики ответить.

 

«Спилберг и Круз — „ястребы Буша”, — говорит критик Ф., отплёвываясь ядовитой слюной. — Они, мерзавцы, пропагандируют гнусную американскую политкорректность. Им уже мало того, что нигеров нельзя называть „нигерами”! Теперь уже инопланетян нельзя называть ни „инопланетянами”, ни „пришельцами”!»

Дорогой критик Ф.! Любое существо, прибывшее с другой планеты, является инопланетянином. Вы можете называть его инопланетянином, если хотите. Вы можете даже называть его пришельцем. А можете не называть. Мы полагаем, Буш не будет на вас в обиде.

 

«Половина зала, не читавшая „Войну миров” Герберта Уэллса, вышла из кинотеатра в недоумении. Вторая половина была просто разочарована свернутой в сладкую конфету концовкой», — скептически скрипя клавиатурой, сообщает гражданин Г.

Гражданин Г., почём вы знаете, что первая половина зала вышла именно в недоумении, а не, положим, под впечатлением? А откуда вы знаете, чем именно была разочарована вторая половина зала? Неужели вы успели всех опросить? Экой вы шустрый, братец. Завидуем.

 

Кстати, тема «завёрнутой в сладкую конфету концовки» в той или иной форме присутствует во многих критических высказываниях. Например, госпожа М., виртуозно владеющая родным языком, так и пишет: «„Энд” слишком „хэппи”».

Мы не поленились, отыскали на полке потёртый томик сочинений Уэллса и обнаружили... аналогичную концовку: герой воссоединяется с семьёй. С точки зрения современного искусства это, безусловно, нелепость: непременно нужно убить кого-нибудь из главных героев, куда же без этого?!

Уважаемая госпожа М.! Если вы и впрямь тоскуете по действительно хорошей концовке, мы с огромным удовольствием специально для вас снимем картину о том, как ваша семья попадает в автокатастрофу. В финале двое ваших детей, мать-старушка и отец-инвалид погибнут, а вы воссоединитесь со своим мужем в гипсе.

 

«Какой дурацкий текст читает диктор в начале! Тупизна редкостная! Да и в конце тоже», — вздыхает А., ценитель прекрасного.

Дражайший А.! Сообщаем: автор этой, как вы изволили выразиться, «тупизны» — буржуазный бумагомарака Герберт Уэллс, ставший писателем, конечно же, по недоразумению. Все его книги, включая малоизвестный роман «Война миров», были забыты немедленно после его смерти.

 

«Неужели у авторов кончились идеи и они перелицовывают старые произведения?» — пишет В., подхватывая знамя, от изумления выпавшее из рук А.

Здравствуйте, уважаемый В.! Мы тоже никогда не видели ни одного фильма, основанного на идее, заимствованной из старой книги. Обязательно сообщите нам, если вам вдруг попадётся хоть одна такая картина.

 

«Вышло хуже, чем описанное Уэллсом: вместо ужасающего безразличия деревенских англичан к судьбе соседей, которых выжигают и вытаптывают „треножники”, мы видим в фильме типично американскую всеобщую панику, крики-визги-вопли-о-помощи», — жалуется нам критик Б. из газеты «З».

А ведь верно, товарищ Б.! Вот у нас в России ни за что бы не запаниковали в подобных обстоятельствах. В метро мы без давки-криков-визгов-мата входить пока не научились, это да. А когда зелёные человечки примутся испепелять наших соотечественников дезинтеграционным лучом, мы и бровью не поведём — будем сидеть и спокойно читать вашу газету «З».

 

«Фильм сделаный за 72 дня сьёмок заслуживает только уважание в быстроте сьёмок. Кроме этого в нем нет ни крупицы интересности», — пишет любитель грамматических изысков П., заимствуя эту свежую мысль непосредственно из статьи вышеупомянутого Б. из «З».

И правда, давайте-ка отбросим тот факт, что аж 12 лет назад Стивен Спилберг купил на аукционе запись одноимённого радиоспектакля и начал обдумывать будущий фильм. Откинем в сторону и то, что съёмки, изначально намеченные на конец 2001 года, были отложены на неопределённый срок в связи с известными событиями.

Далее мы, конечно же, выкинем из производственного цикла такой ничего не значащий шаг как подбор актёров. И перейдём непосредственно к съёмкам, которые, как всем известно, начались в октябре 2004 года.

И, хотя работа над фильмом продолжалась почти до самого дня премьеры, то есть до конца июня, давайте, действительно, вычтем из времени производства всё то время, что было затрачено двумя сотнями специалистов на подготовку каких-то там компьютерных спецэффектов.

Впрочем, в главном вы правы: чего интересного может быть в американском фильме?.. Обманул, обманул гадюка Спилберг наш многострадальный народ. Силой заставил пойти в кинотеатр. А заодно, используя грязные приёмы американских спецслужб, зазомбировал добрую половину зрителей, заставив их слепо поверить в то, что фильм хороший.

 

«Красиво, конечно, жутковато, но как-то... не трогает», — изящно пожимает плечами красавица Е.

Да! Нас тоже ни капли не тронула ни одна сцена в фильме. Чего там — девочка на берегу реки, несущей трупы американцев. Уничтожение тысяч людей дезинтеграционным лучом. Высасывание крови из сотен тысяч, с последующим распылением её в качестве удобрения... Подумаешь, мы и не такое видали!

 

На этой оптимистической ноте мы и закончим обзор критики.

 

«Война миров» Тома Круза

Фильм был выпущен к четвертому июля. И это обеспечило Стивену Спилбергу несколько дополнительных дней для премьерного показа в Соединённых Штатах. Излишне говорить, что вложенные в картину 128 миллионов долларов довольно скоро оправдались.

Не исключено, что эта картина сделает Тома Круза самым высокооплачиваемым актёром современности. Ведь помимо гонорара он получает проценты от всех сборов — от кинопоказов, продажи дисков и сувениров, а также от использования символики.

Кстати, тут следует упомянуть и о том, что в связи с выходом фильма произошло ещё одно примечательное событие: Том Круз публично и с шумом на всю страну расплевался с... психиатрами.

Произошло это вот как. В ходе телешоу “Today” на канале «Эн-Би-Си», куда Круз был приглашён именно как исполнитель главной роли в «Войне миров», речь, вопреки ожиданиям, зашла об антидепрессантах и, в частности, о препарате «риталин» (Ritalin®), который сейчас широко применяется в психиатрии.

Присутствовавшая на шоу актриса Брук Шилдз заявила, что риталин в своё время буквально вытащил её из депрессии. И ведущий предположил, что если антидепрессанты помогли Брук Шилдз, то они помогут и остальным.

Накось, выкуси!

Накось, выкуси!

В ответ на это Круз заявил: «Да вы даже не знаете, что такое риталин! Вы можете сказать, что [в организме при депрессии] имеется химический дисбаланс, но вам следовало бы сперва почитать исследовательские документы, на основе которых возникают такие теории. И я это сделал. А потом вам следовало бы спросить — где данные анализов? Где анализ крови, из которого видно, сколько риталина вам нужно принимать?»

Этот препарат давно вызывает споры. Некоторых специалистов, к примеру, смущает наличие в его составе вещества, разрушающего мелкие кровеносные сосуды. А многие пациенты искренне удивляются, узнав, что риталин фармакологически схож с кокаином и даже входит в перечень запрещённых к обороту веществ, куда внесены также героин, марихуана и ЛСД. И Круз, очевидно, неплохо об этом осведомлён.

Так или иначе, в результате разразилась настоящая война, в которой приняли участие не только средства массовой информации, но и их аудитория. А Американская психиатрическая ассоциация даже сделала заявление о том, что, «возможно, безответственные замечания Круза в дальнейшем смогут удержать людей с психическими проблемами от получения помощи».

Не хотелось бы раньше времени вмешиваться в этот спор. Но вот вопрос, который нас не покидает: почему мощная и богатая ассоциация, в которую входит 36 000 психиатров, так сильно забеспокоилась из-за заявления одного-единственного актёра?

Здесь на ум приходит только пример из истории, о котором сами психиатры, похоже, предпочитают не вспоминать. Печально известные морфий, героин и метадон в своё время считались безопасными средствами для лечения наркозависимости. А знаменитую «кислоту» (ЛСД-25) даже рекомендовали для применения в психотерапии. И только десятилетия массового применения показали, какие последствия вызывают эти поистине чудодейственные «лекарства»...

Глядя на эту «войну» Тома Круза с психиатрией, нам начинает казаться, что фильм «Война миров» следовало бы дополнить такой сценой: неуравновешенное чадо главного героя принимает некий препарат, успокаивается, а затем неосторожно выдыхает в сторону треножника. И тот падает, как подкошенный.

Такой способ борьбы с пришельцами представляется нам довольно перспективным: зачем ждать милостей от природы, когда в нашем распоряжении есть куда более надёжные средства?

Вердикт:

Актёрская игра

4

Сценарий

4

Постановка

4

Зрелищность и спецэффекты

5

Нужно ли смотреть

Вполне стоит посмотреть по крайней мере один раз

Общая оценка

блинблинблинблиннадкусанный блин

Ссылки по теме:

Рецензии на фильм
«Война миров»

Рецензия Алекса Экслера
Рецензия Дениса Данилова

Этот фильм на IMDb

War of the Worlds

Этот фильм на оЗоне

«Война миров»

Книга Герберта Уэллса

Книга «Война миров» на оЗоне

 

съедено БЛИНов

Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100
БЛИН-реклама
[аудизм] David Bowie 'Heathen', 2002[библиофобия] Обзор детективной серии: 'Лекарство от скуки'[нетленка] Шутник[заметки] Официальный БЛИН: О женской красоте

БЛИН | заметки | нетленка | блин скопом | библиофобия | аудизм
блины оптом | агентство БЛИ-Ньюс | куда податься

закулисы | кухня | ФАКа | блины — почтой
плевательница | болтушка | нота протеста

 
(Б) 2001—FFFF
Дизайн (приближение 1.12): гудел Чеслав, подзуживал Игорь Крейн
This page is worst viewed with NN 4.7